Программа Вконтакте   Программа в Facebook   Наш канал на Youtube

Они разговаривают с деревьями

В новый год – с чистым сердцем
 
 
 

Знаем ли мы свою страну и обычаи многочисленных народов, населяющих ее? Вопрос это не праздный. Почти уверен, что большинство россиян, например, слыхом не слыхивали, что с наступлением холодов последователи Марийской традиционной религии (МТР) совершают традиционные моления в кюсото (священных рощах).

Вот что рассказывают мои коллеги Марина Долгих и Евгений Асатиани, побывавшие в "зеленом храме" в сопровождении карта (священнослужителя) из Сернурского района Республики Марий Эл Вячеслава Мамаева:

Марийские священные рощи располагаются недалеко от деревень и, как правило, на возвышенностях, где, по мнению приверженцев МТР, обращение к высшим силам особенно эффективно. В Сернурском районе находится самая почитаемая с этой точки зрения кюсото. Однако общереспубликанские моления здесь устраиваются не чаще одного раза в семь лет: последний раз обряд совершали в 2010-м, следующий запланирован на 2017 год. Впрочем, любой человек может прийти сюда по мере надобности, но только в светлое время суток и непременно в сопровождении карта. Запрещены визиты лишь в период зимнего солнцестояния.

Перед входом в рощу карт остановился, поклонился в пояс и произнес что-то по-марийски.

- Я поздоровался, - объяснил Вячеслав, - заверил, что мы пришли с добрыми мыслями и обязательно оставим после себя благоприятную ауру. И тот, кто войдет сюда через несколько часов или дней, обязательно ее ощутит.

Марийцы обижаются, когда говорят, что в их священных рощах происходят жертвоприношения. Для них принципиально, что они вовсе не задабривают, а именно благодарят, делают подарки высшим силам – за хороший урожай, за здоровье скота, за жизненное благополучие, за то, что Отец-Лес благосклонен к ним.

В строго отведенных местах кюсото разводят костер, готовят мясо, приступают к трапезе. Она тоже часть ритуала, но не длится слишком долго, ведь люди приходят в священную рощу не есть, а молиться. Огонь в данном случае служит проводником в другое измерение. Считается, что пламя уничтожает все ненужное, поверхностное, суетное, оставляя лишь чистые помыслы, которые и возносятся к Богу.

В кюсото запрещено сорить, ругаться, громко разговаривать, осуждать или обсуждать кого-то. Нельзя курить, а тем более приходить в нетрезвом состоянии! Но главное – мысли. Думать положено рядом с деревьями только о хорошем, искренне верить в Божью помощь и светлое будущее.

Ни при каких обстоятельствах в священной роще не рубят деревья. Чтобы протопить печку или построить дом, люди из окрестных населенных пунктов отправляются в обычный лес. Однако поддерживать порядок в священном месте необходимо. Поэтому жители ближайшего села регулярно наведываются в рощу, чтобы прибраться: собрать сухие листья и ветки, выгрести лишнюю золу из кострищ.

Марийцы – одни из немногих людей на земле, кто умеет разговаривать с деревьями.

- Каждый раз, когда подхожу к березе, липе или ели, начинаю молиться, то чувствую, как наполняюсь энергией, - говорит карт Мамаев. – У каждого ствола свое биополе, свой статус, требующий индивидуального подхода. Дерево – существо особенное. Только вдумайтесь – корни его уходят глубоко в землю, оттуда, из самых недр, оно получает жизненные силы, а крона устремляется в небо, в космос. Значит, дерево связывает земной мир с божественным. И мы можем воспользоваться им как прямым проводником!

Но и внутри рощи не все деревья равны. Есть особые – посвященные тому или иному божественному покровителю. Марийцы чтут Шочынаву – Божью Матерь, рождающую все живое. От нее зависит самое главное жизненное благо – плодородие. Ей часто молятся женщины о рождении и здоровье детей, приносят в дар хлеб, серебряные монеты, красивые платки. Также просят ее о сохранении и преумножении скота, поскольку от него во многом зависит пропитание семьи.

- Однако напрямую марийцы никогда своих желаний не выражают, - поясняет Вячеслав. – Для каждого чаяния существует специальная молитва, в которой оно как бы зашифровано.

Имеется у местного населения и особо любимый герой – князь Куркуза. В каждой священной роще одно из деревьев обязательно тесно связано с ним. Имя покровителя переводится как "бог горы". И хотя в Марий Эл даже высокий холм найти трудно, считается, что столь высоки заслуги правителя перед собственным народом. Когда-то очень давно он властвовал над всей огромной территорией, которая при нем богатела и процветала. Особенно усердно молятся этому святому во время и после уборки урожая.

Но главное, что приверженцы Марийской традиционной религии в священных рощах просят у своих богов – мира, благополучия, изобилия и здоровья не только для себя и своих сородичей, но и для всех своих соседей вне зависимости от национальности, а также для всей нашей страны.

…Январь – месяц Деда Мороза, чудес и сказок. Давайте поэтому перенесемся с Волги на берега Москвы-реки, в столичный район Перово. Издревле считалось, что именно отсюда пошли… лешие Всея Руси.

Даже Владимир Даль включил в свой словарь поговорку "Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости" (то есть домой). Звучит совсем уж сказочно, но некоторые факты подтверждают легенду. Например, в 1732 году в Перове получил поместье знаменитый московский астролог и колдун Яков Брюс. Но едва перевез туда свою алхимическую лабораторию и кабинет "куриозных вещей", как начал чахнуть и вскоре умер, рассказывая всем перед смертью, что "любят местные лешие деревья, но не любят иных колдунов, вот и заморили" местные лешие колдунов.

Но лесникам и тем, кто посвятил свою жизнь Его Величеству Дереву, злых козней от него ждать нечего – они друзья и союзники…


Подготовил Олег БОРИСОВ