Программа Вконтакте   Программа в Facebook   Наш канал на Youtube

Саженец и колесо

Дерево в мегаполисе
 
 
 
Я живу в Северном округе столицы. Не самом зеленом, но и не «лысом». Вместе с соседями, общественностью, друзьями, неравнодушными депутатами Мосгордумы стараемся сделать максимум возможного, чтобы сберечь деревья в районе.

После того, как удалось спасти от жесткого «обкорнания» нашу замечательную березовую рощу, стал отслеживать ситуацию и в других местах Москвы. Разговариваю с земляками, «коллекционирую» их истории. Некоторые из коллег пытаются провести свой анализ здоровья деревьев и по всему городу. Например, журналист Елена Серова. Предоставляю ей слово. Она стремится взглянуть неравнодушным взглядом и на свою «территорию обитания», и на проблему в целом.

«Зеленый садизм»


- Ради создания новых парковок и въездных карманов городские службы закатывают в асфальт деревья «по самое горлышко», словно бы дерево – это телеграфный столб, которому не надо дышать и получать влагу.

Задолго до моего рождения столичный район, где я живу, был самостоятельным городком и назывался он тогда Люблино-Дачное. Говорят, вишневые и яблоневые сады здесь цвели весной белопенные. Теперь деревьев все меньше. А прошедшим летом и вовсе беда пришла: всюду за счет газонов расширялась проезжая часть, создавались так называемые въездные карманы для автотранспорта. Машины, конечно, парковать где-то нужно. Но, согласитесь, кислород – необходимость более насущная.

Рядом с моим домом, например, фактически уничтожена аллея старых деревьев. Причем, их не спилили. Но обрекли на медленную и мучительную смерть, фактически закатав корни в асфальт. Лунки вокруг оставлены слишком маленькие, а чтобы корни «уместились» в эти микроскопические лунки, их просто-напросто обрубили. Хотя в соответствии с правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений в г. Москве открытые гнезда вокруг деревьев – лунки – должны быть не менее 2х2 м.

После протестов жителей работы были заморожены, однако кто и на какие средства будет теперь разбивать асфальт или хотя бы увеличивать лунки? В итоге здесь так и  не появились въездные карманы, а деревья похожи на живые трупы. И такая картина по всему району Люблино (ЮВАО).

Результат, скорее всего, окажется таким: пройдет еще немного времени, деревья погибнут, после чего соответствующие службы выдадут коммунальщикам порубочные билеты. Парковки снова победят.

Нечем дышать


Жалко не только сами деревья. Окна первых этажей старых жилых пятиэтажек расположены достаточно низко, поэтому въездные карманы для машин окажутся прямо напротив них. Теперь жители не смогут даже открыть форточки, чтобы проветрить свои квартиры, - это небезопасно.

Подобная ситуация, по словам моих знакомых, наблюдается не только на юго-востоке столицы. Все больше в Москве становится мест, полностью лишенных деревьев. Например, открыли супермаркет, а деревья, которые росли поблизости, срубили, площадку залили асфальтом и сделали парковку.

- Летом такие «лысые» площадки становятся источником перегрева, - рассказала эксперт Центра охраны дикой природы (ЦОДП) Людмила Волкова. – Асфальт – как синтетическая одежда, земля под ним не дышит.

Зри в корень!

Дерево – это, естественно, не только крона и ствол, но и разветвленная корневая система. Именно с помощью корней «зеленый спаситель человека» получает питательные вещества. Корням нужно пространство, равное по величие окружности кроны. Понятно, что в мегаполисе эти условия выполнить невозможно. В то же время существуют вполне определенные четкие нормативы, регламентирующие, какое именно пространство нужно оставлять корням. Вот только требования эти практически не соблюдаются. Все чаще в самых разных районах столицы можно видеть картину жестокого обращения с деревьями: их корни замурованы в асфальт так, что бедолагам нечем дышать. Они умирают медленно, в муках. А потом их равнодушно спиливают, мол, засохли, ничего не поделаешь. Но засохли и погибли по чьей вине?!

- Нормативы по озеленению требуют, чтобы 40% площади города было занято зелеными насаждениями, напоминает та же Людмила Волкова. В городских кварталах они должны занимать не менее 25% площади земли. Только в этом случае мегаполис остается относительно пригодным для жизни.

Парки и скверы – это санирующие, стабилизирующие среду земли, смягчающие неблагоприятные для человека факторы. Нужно активно переводить парковки в газонные. На Западе городские деревья довольствуются малыми лунками и не засыхают. Чем же мы хуже? Правда, там высаживают специальные низкорослые породы. Но переходить в Москве только на низкие и молодые деревья нельзя: они дают мало тени. Надо думать, считать, советоваться со специалистами, чтобы семь раз отмерить, прежде чем резать.

Вопрос на засыпку?


Пока же деревья в Москве все чаще закатывают в асфальт по самый ствол. Что это – глупость или преднамеренная жестокость? Есть подозрение, что деревья «убивают» специально, чтобы освободить площадки для коммерческих целей (парковки, торговля…). Напомним: просто срубить деревья в столице нельзя – за это накажут. А вот закатать в асфальт, чтобы оно умерло мучительной смертью, - пожалуйста.

И где же наши зоркие инспекции по контролю за содержанием зеленых насаждений? Где люди, наводящие ужас на ДЕЗы своими многотысячными штрафами за каждый забытый осенью на земле желтый листик?

А ведь за любую  «неправильную» лунку можно брать штраф. Но… не берут! В чем причина такой слепоты?
- Давайте спросим прямо: это заказ? Кому-то выгодно массовое убийство принадлежащих городу деревьев? Почему контролирущий орган, чрезмерно активный в одних видах нарушений, вдруг игнорирует  куда более тяжкие? – недоумевает Людмила Волкова.

Стать компромиссным вариантом могут обычные… решетки на парковках вместо асфальта. В советское время решетки возле деревьев были чугунные или бетонные, сейчас их делают пластиковыми и металлическими.
Пластиковые ругают за то, что они непрочные, а металлические – дорогие. Но здоровье горожан – дороже! Именно подобными решетками можно покрывать парковки. Через них реально пробивается трава, а деревья будут дышать. И, главное, осадки будут впитываться.

…Уничтожая деревья, мы в буквальном смысле слова «рубим сук, на котором сидим». Ведь деревья охлаждают воздух не только за счет тени, но и за счет транспирации – испарения листьями влаги, которую получают из глубоких слоев почвы. И что же будет твориться во дворах зимой, когда все станут греть моторы под окнами?
Предлогов для рубок деревьев у городских властей много: и якобы проветривание дворов (деревья-де затрудняют воздухообмен, да и инсоляции маловато), и газонная трава в тени под деревьями не растет (а лесная, мол, - это сорняк), и опавшие листья – это мусор, и аллергия от них (у нас почти все деревья ветроопыляемые, и мы с ними мирно жили, пока город не наводнили машины, вместе с которыми и пришла эпидемия аллергий).

Но истинный мотив борьбы с деревьями, думаю, как можно больше земли выделить для парковки машин.

Помрем, но за рулем…


По мнению многих специалистов, правительство Москвы должно набраться смелости и пойти на непопулярные меры по решительному ограничению роста личных машин. Увеличивать бюджетные отчисления нужно не столько на новые парковки и «народные гаражи», сколько на приоритетное развитие общественного транспорта, причем экологически безопасного (на электротяге).

Городу уже не хватает 8 тыс. га зеленых территорий, а машины еще 12 требуют на «съедение». Или мы жестким налогообложением ограничим рост частного транспорта в интересах общественного и ради сохранения санирующих зеленых территорий, или угробим треть уличного и дворового озеленения и природного комплекса.

Порой складывается впечатление, что, дабы увеличить число машин в городе, а с ними доходы от одной из наиболее прибыльных отраслей городского хозяйства (продажа машин, автосервисы и пр.), власти готовы идти на дальнейшее нарушение  нормативов по обеспечению горожан зелеными насаждениями. Чиновники озабочены числом парковок, но никто из них ничего не сказал, как будет обеспечено право горожан на озеленение и на здоровую среду.

По мнению Волковой и ряда ее коллег, общественное мнение готовят к тому, что под предлогом борьбы с пробками (вместо развития общественного транспорта) резко сократят озеленение в интересах частных автомашин. И, как всегда, якобы «по просьбам трудящихся». Кого дурим при этом? Сами себя.  И губим тоже сами себя…




Подготовил Олег БОРИСОВ