Программа Вконтакте   Программа в Facebook   Наш канал на Youtube

Сосна и загадки древних греков

Человек – деревья – история
 
 
 
О древнегреческих кораблях мы знаем очень мало. Кое-что сообщает о них в своих поэмах великий Гомер, а затем и более поздние античные поэты и историки. Видим их изображения на древних вазах. Но как были сконструированы эти суда? Какие материалы шли на их постройку? Что за груз возили на них в Эгейском и Средиземном морях от одного острова к другому?

Вопросов много. Сегодня мы, с помощью моего тезки, журналиста и историка, Олега Шевченко попробуем затронуть связанную с деревьями сторону необъятной темы.

Терпение и труд


Подводные археологи ищут старинные корабли Эллады давно, но дело это чрезвычайно трудное. Море глубоко и велико. Время, штормы и течения надежно спрятали свою добычу от посторонних глаз.

Однако терпение и труд все перетрут. А этих качеств кипрскому водолазу Андреасу Кариолоу было не занимать. И он добился-таки своего – обнаружил то, что видел в заветных снах! А уже затем, с помощью сотрудников Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета (США) и команды «глубинников-профессионалов» остатки чудо-судна из глубины веков освободили от песка и осторожно провели консервацию.
 
Олег Шевченко тщательно ознакомился с последующими событиями. Вот его интереснейший и крайне любопытный  для любителей «зеленой истории» рассказ:

- Специалисты провели операцию по консервации деревянного корабля. Нужно было избавить древесину от избытка морской соли, не пересушить и тем самым сохранить для будущего. Ведь это было самое древнее затонувшее судно из всех обнаруженных на планете.

Спасибо старинной древесине


Ученые провели анализ каждой щепочки «лесной жемчужины» и обнаружили весьма любопытные факты. В частности, выяснилось, что корабль плавал в течение 80 лет, то есть был долгожителем. Среди груза нашли амфоры и емкости с миндалем, по которому установили точную дату кораблекрушения – 288 год до нашей эры. То есть торговое судно, груженное мельничными жерновами и амфорами (целых 400 амфор!), отплыло из гавани в Кирении примерно 2300 лет назад. В пути корабль настиг шторм или же на него напали пираты, и он отправился на дно…
…Работы по восстановлению судна продолжались в течение нескольких лет. В итоге человечество получило копию самого древнего деревянного корабля, когда-либо бороздившего морские просторы. Но тут в «одиссею» самым драматическим образом вмешалась политика. В тот период турецкие войска высадились на Кипре, начались военные действия, и остров был разделен на две части: северную, оккупированную турецкими войсками, где на территории венецианской крепости в порту Кирения в Музее кораблекрушений как раз и находятся останки найденного судна, и южную – собственно Республику Кипр.

Так что для того, чтобы увидеть, что осталось от древнего корабля, нужно посетить никем не признанную республику Северного Кипра. Там, в прохладном помещении музея при постоянной температуре и влажности хранятся останки древесного корпуса судна, и их можно рассмотреть во всех подробностях. Но где же его копия, изготовленная на основе изучения всех этих обломков?

Путь ведет в «святой лес»


Для того чтобы увидеть копию во всей красе, нужно отправиться теперь уже на южную сторону Кипра в городок Айя-Напа, что в переводе на русский язык означает «святой лес». Именно там, в небольшом, но стильном здании расположился музей моря «Таласса», где мы и увидим этот корабль.

В музее много интересного кроме этого судна. Так, на первом этаже хранятся череп доисторического слона и скелет карликового гиппопотама. Оказывается, эти животные в изобилии водились на Кипре в древности. Правда, от своих современных потомков они отличались. Когда-то Кипр был связан с материком, но затем эта связь прервалась. Так что, не погрешив против истины, мы вполне можем сказать, что Кипр – родина древних слонов, только эндемичных, карликовых, существовавших только здесь на этом острове более 75 тысяч лет тому назад.

Но вернемся от животных к деревьям, из которых было изготовлено судно – герой нашего повествования. Это высококачественные могучие сосны. Кстати, вот на такие корабли древние киприоты, видимо, и пустили свои роскошные леса, от которых сегодня практически ничего не осталось.

Для покрытия деревянных частей судна использовался специальный лак, гарантирующий защиту от воды и личинок. То есть корабль действительно «чернобокий», как это и описано у Гомера, хотя времени с тех пор, когда жил великий слепой, и до кораблекрушения нашего «героя» прошло очень много.



Подготовил Олег БОРИСОВ