БОЧКА ИЗ ДУБА И «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Дерево и триумф

БОЧКА ИЗ ДУБА И «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Вплоть до начала XV века селедка считалась едой нищих. Порой монахи отправляли ее как подаяние прокаженным. Причиной тому был неприятный горький привкус. Но голландский рыбак Бейкельс изменил отношение к селедке и дал старт эпохе благополучия родной страны.
В 1556 году император Священной Римской империи Карл V и его сестра Мария в сопровождении свиты посетили кладбище маленькой рыбацкой деревушки Биерфлинт в голландской провинции Зеландия. Они помолились на могиле Виллема Бейкельса и произнесли в его честь благодарственную речь. И в честь дубового дерева – тоже. Чем же простой рыбак и дуб заслужили такое благоволение со стороны коронованных особ?
Ежегодно в июне жители Голландии отмечают один из самых любимых своих праздников – День селедки. Этот яркий и веселый ритуал проходит неподалеку от Гааги, в морском порту Схевенинген, куда доставляется первая селедка сезона. Рыболовецкое судно с уловом, опередившее остальных получает щедрый денежный приз.
По традиции, первую дубовую бочку с засоленной сельдью вручают членам королевской семьи, вторую реализуют тут же на аукционе. Нередко цена этой бочки достигает десятков тысяч евро, которые, впрочем, целиком идут на благотворительность. Весь день в гавани играет духовой оркестр, проводятся различные состязания и народные гуляния. При этом непременно вспоминают и славят имя того, кто подарил людям возможность наслаждаться вкуснейшим блюдом и одновременно заложил основы расцвета экономики своей страны. Имя этого человека – Виллем Якоб Бейкельс. И дуб вспоминают тоже.
Сельдь в Средние века ловили только тогда, когда в море не было ничего иного. Ведь она считалась рыбой для нищих. А виной всему ее сильная горечь. В итоге стоила она сущие гроши, в то время как другая рыба отлично продавалась. Естественно, заполнять сельдью трюмы и палубы рыбацких суденышек было непростительным расточительством.
Виллем Бейкельс додумался удалять у пойманной рыбы жабры, которые и придавали ей горечь. Разобравшись с этим, Бейкельс стал солить сельдь именно в дубовых бочках прямо на борту своего суденышка. Дуб также улучшал вкус нового деликатеса.
Ему повезло еще и в том, что его родной Биерфлинт был соляным центром Зеландии. Здесь научились добывать кристаллы соли из сожженного торфа, так что этот дефицитный продукт всегда был под рукой у рыбаков. Так было положено начало существующему и по сей день мировому селедочному промыслу.
Слава о тающем во рту продукте необыкновенного вкуса, который так приятно запивать пивом, разлеталась с небывалой быстротой. Вскоре селедка стала любимым и желанным гостем по всей Голландии и Фландрии. А к началу XV века в Европе не осталось ни одного королевского двора, где к столу не подавался бы этот деликатес.
Сам Виллем Бейкельс умер в 1397 году, немного не дожив до апогея «селедочного бума». Однако похоронили его с большими почестями. И это понятно – ведь именно благодаря Бейкельсу голландцы получили продукт, за которым вскоре вполне заслуженно закрепилось имя «малосольное золото». Соленая сельдь в бочках отлично транспортировалась и распространялась по всему континенту. Поначалу опять-таки исключительно в бочках из дуба.
Известно – одни новации порождают и тянут за собой другие. Ажиотажный спрос, естественно, подстегивает предложение. Именно во времена «селедочного бума» в Голландии начался бум кораблестроительный.
Строились суда из дерева как для лова сельди, так и для ее транспортировки. А еще понадобились военные корабли для конвоев и охраны рыбаков от пиратов, а также защиты районов лова от конкурирующих судов под другими флагами. Ведь бывало, что лов селедки даже становился причиной войн.
Но корабль – это инновационный, наукоемкий и, вероятно, самый сложный промышленный продукт той поры. Он впитывает все последние достижения своего времени. А кроме того, стимулирует развитие сопутствующих производств, появление новых материалов и компонентов.
Верфи потребляют огромное количество древесины, парусины и канатов. Все эти производства повсеместно возникали и развивались в Нидерландах. Кроме того, кораблестроение требует особых навыков, квалификации и компетенции. Будучи востребованы рынком, они тоже развиваются.
Судостроение требовало больших затрат, но купечество еще не располагало в те времена необходимым капиталом. Однако голландцы, уже имевшие опыт долевого участия при разработке польдеров (низменных осушенных, а затем возделанных участков земли вблизи побережья), сумели найти решение проблемы. Еще при закладке судна они организовывали товарищества. Инициатор закладки судна, называвшийся «патроном», привлекал компаньонов (прежде всего по лесу), разделив уставный капитал товарищества на равные доли. Это умение кооперироваться ляжет краеугольным камнем в фундамент будущего экономического лидерства Нидерландов.
Естественно, что игра, в которую вливалось такое количество денег, нуждалась в собственных правилах. Сельдяной промысел по числу постановлений, законов и указов превзошел все остальные. Жестко регламентировалось качество соли и дубовых бочек.
Продажа пустых бочек за границу была запрещена во избежание фальсификации. Укладку селедки в бочки надлежало производить совершенно открыто, дабы любой желающих мог убедиться в высоком качестве продукта и правильности обращения с ним. Соль, использовавшаяся для приготовления селедки, была выведена из-под налогов и пошлин как и производство бочек и ввоз древесины. Но не всей, а только того дуба, который шел на производство бочек. Дуб, используемый для прочих целей, облагался налогами, как и любая древесина.
С годами голландская монополия на селедку была разрушена – множество других стран научились добывать и обрабатывать этот лакомый продукт. Доля Голландии в мировой добыче постепенно снизилась. Однако фундамент для экономического взлета страны эта маленькая рыбка уже создала. А День селедки теперь отмечают во многих странах, в том числе и в России. Здесь торжества проходят в Калининграде. И дуб здесь поминают тоже.

Подготовил Олег БОРИСОВ