ДЕРЕВО В ИСТОРИИ И БЫТЕ НАРОДОВ МИРА. Рождение «Орла»

Далекое – близкое

ДЕРЕВО В ИСТОРИИ И БЫТЕ НАРОДОВ МИРА

Рождение «Орла»

Совсем недавно мы отмечали своеобразный юбилей – 350 лет назад на верфи в подмосковном селе Дединово по указу царя Алексея Михайловича было начато строительство первого российского деревянного парусного корабля – фрегата «Орел». Он предназначался для охраны российских торговых судов на Каспии. Для строительства использовалась местная, подмосковная, древесина. Водоизмещение «Орла» составляло 250 тонн, длина – около 25 метров.

Поскольку корабль начали возводить раньше, чем знаменитый ботик Петра I (который сам Петр называл «дедушкой русского флота») – его можно условно считать «прадедушкой русского флота», а Дединово – родиной российского деревянного кораблестроения. Впрочем, точное происхождение ботика остается неизвестным – он был найден Петром в амбаре в Измайлово; весьма вероятно, что и знаменитый петровский ботик тоже родом из Дединово.

Судьба фрегата «Орел» оказалась печальной: он был достроен в 1669 году и совершил лишь один успешный поход – из Дединово в Астрахань; поход этот занял всю летнюю навигацию 1669 года. В 1670 году корабль был захвачен в Астрахани войском Степана Разина и предположительно сожжен (по другим сведениям – разорен и брошен гнить).

Несмотря на это, корабль оставил заметный след в истории. Предполагается, что бело-сине-красный российский флаг первоначально был ничем иным, как корабельным флагом «Орла», сделанным по образу и подобию голландского флага (строительство «Орла» происходило под руководством голландского мастера). Кроме того, кораблик на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, предположительно, является стилизованным изображением этого же корабля.

Деревянное кораблестроение, как отрасль, требовавшая больших объемов наиболее крупной и высококачественной древесины, оказало огромное влияние на развитие лесного хозяйства как в мире, так и в России. Например, первые лесоохранительные указы петровского времени касались лесов, расположенных вдоль сплавных рек, и деревьев тех пород, которые в первую очередь требовались для кораблестроения.

Лесной департамент в России первоначально, в 1798 году, был создан в составе Адмиралтейской коллегии, и только через четыре года переведен в состав Министерства финансов; первые ставки платы за древесину, заготавливаемую в казенных лесах, были утверждены в 1799 году для конкретных сортиментов, использовавшихся в кораблестроении.

Так что строительство фрегата «Орел» стало важным шагом к появлению и развитию не только российского военно-морского флота, но и российского лесного хозяйства.

Веник березовый, веник дубовый…

В баню наши предки ходили не только для того, чтобы смыть с себя грязь. Они верили, что парилка и последующее омовение могут избавить человека от всех грехов, телесных и душевных болезней. Баня считалась местом мистическим, где проходит граница между двумя мирами – материальным и тонким. Охраняли эту границу серьезные и порой небезопасные для посетителя духи – Банник и его жена, Банница или Обдериха. И чтобы не навлечь на себя их гнев, следовало при посещении бани соблюдать определенные правила. Например, касающиеся банных веников.

Вязать их следовало в пору полнолуния, выбирая при этом только здоровые деревья. К примеру, не стоит обламывать ветки у берез с раздвоенными стволами. Сделав свое дело, обязательно нужно поблагодарить дерево и попросить у него прощения за причиненный урон.

Ни в коем случае нельзя в бане пользоваться чужим веником. Считается, что тем самым вы перенесете на себя все хвори, заботы и неприятности его хозяина. Самый распространенный на Руси – березовый веник. Но и взятыми с других деревьев пренебрегать не стоит, поскольку они обладают различными полезными свойствами. Так, березовый веник убивает микробы, дубовый – снимает воспаления, подсушивает потливые места на теле человека, липовый – укрепляет иммунитет, отбеливает кожу, вишневые и смородиновые – хорошо расслабляют, а хвойные (пихтовые, еловые и кедровые) – избавляют от кожных заболеваний.

Менестрели и баобаб

А теперь с родимой Руси-матушки перенесемся в дальние заморские края. Если вы думаете, что эпоха менестрелей безнадежно миновала, то ошибаетесь: в западной части «желтой, жаркой Африки» от Марокко до Нигерии до сих пор бродят по дорогам удивительные люди, будто попавшие в наше время из прошлого, – загадочные сказители гриоты.

В разных странах африканского континента их именовали по-разному. А сами они до сих пор называют себя «джали». Но среди европейцев за этим загадочным сообществом закрепилось наименование «гриоты». Историки предполагают, что первые сказители пустились в путь по дорогам Африки еще в доисламскую эпоху, примерно около тысячелетия назад, а к какому народу они принадлежали, установить уже невозможно. Известно, однако, что в XIII столетии первый правитель Мали Сундиата Кейта официально назвал гриотов кастой (хотя скорее они представляли собой подобие современного профсоюза) и закрепил за ними право заниматься творчеством. Спустя век «гриотский профсоюз» уже переживал период расцвета, а его представители разделились на две группы.

Бродячие сказители ходили между деревнями, от племени к племени, и везде радовали народ сказками, песнями, притчами и реальными историями из прошлого. Любимой их темой был лес и экзотические деревья. Гриоты не только развлекали публику, но и с успехом заменяли радио и телевидение: пересказывали в отдаленных селениях указы правителей, переносили из одной общины в другую свежие новости – иначе говоря, осуществляли связь народа с внешним миром. Надо сказать, отношение к ним в африканских деревнях было сложным. С одной стороны, их презирали за отсутствие принадлежности к определенному племени и бродяжничество, с другой – уважали за обширные познания и даже слегка побаивались за острый язык.

Кроме того, в народе ходили легенды о колдовских способностях гриотов. Рассказывали, что они настолько овладели искусством слова, что могли, всего лишь произнеся положенное заклинание, лишить человека дара речи и движения, заставить его против воли говорить одну только правду или выполнять то, что велит бродячий рассказчик. Те же гриоты, кому случалось прижиться при царском дворе или в доме вождя племени, в одиночку выполняли функции пресс-службы, воспитателей наследника престола, политических советников и судейских чиновников.

Заодно при необходимости они входили в контакт с потусторонними силами, чтобы охранить правителя и его семью. Ну, или нанести непоправимый ущерб его врагам. Роднило обе группы гриотов общее свойство: в голове каждого из них хранилась потрясающего объема база данных, причем постоянно пополняемая. В том числе о деревьях, растениях, животном мире. Эти люди способны были удержать в памяти по сорок поколений предков самых древних родов с подробными разъяснениями их имен и особенностей биографий. Что касается истории, то каждый уважающий себя сказитель должен был запомнить все 111 «песен» (вид эпоса), хотя на исполнение некоторых из них требовалось по нескольку дней.

В наши дни жизнь гриотов изменилась не слишком сильно. Обучением молодежи у них по-прежнему занимаются либо родители, либо специальные закрытые училища. Постижение тайн профессии длится так долго, что едва получивший образование гриот должен сразу выбрать себе преемника и приступить к его обучению. Начинается оно, как правило, с заучивания имен правителей народа, к которому принадлежит обучаемый, в порядке хронологии. После этого к списку царей добавляется биография каждого из них. Для того чтобы всю эту массу информации было легче запомнить, она облекается в форму стиха со строгим ритмом. Освоив историю правящей династии, ученик отправляется в путешествие по своей стране, где должен посетить все «исторические места» и поучиться практике у всех встречающихся по пути гриотов. Флора и фауна, жизнь деревьев – здесь также очень важны.

Хотя гриоты и желанные гости по всей Западной Африке, их все же продолжают опасаться, подозревая в связях с нечистой силой. Чтобы гриоты не могли вредить людям после своей смерти, для них существует древняя традиция захоронения: тела не закапывают в землю, а со специальными молитвами помещают внутрь ствола баобаба. Африканцы полагают, что таким образом бродячие сказители имеют возможность воссоединиться со своими ушедшими в иной мир предками. Раз уж они так ценят и любят дерево.

Подготовил Олег БОРИСОВ