ДЕРЕВО В ИСТОРИИ, РЕЛИГИИ, БЫТЕ НАРОДОВ МИРА. Спасибо пальме и саговому дереву

Далекое – близкое

ДЕРЕВО В ИСТОРИИ, РЕЛИГИИ, БЫТЕ НАРОДОВ МИРА

Спасибо пальме и саговому дереву

На просторах нашей планеты все еще можно встретить уголки не тронутой цивилизацией природы. И народности, которые живут по древнейшим обычаям. Среди них – короваи, называемые также колуфо. Это племя небольшое, насчитывающее, по разным оценкам, всего от 1000 до 3000 человек. Обитают короваи на юго-востоке Индонезии в провинции Папуа. Еще полвека назад колуфо искренне считали, что в мире нет никого, кроме них и ближайших соседей…

И первооткрывателей племени короваев, и всех, кто позже имел возможность пообщаться с папуасами, больше всего поражали их жилища. Колуфо селятся на деревьях на высоте от 20 до 50 м над землей. Там они плетут из пальмовых листьев и коры дома, представляющие собой нечто среднее между корзинкой и шалашом. В этот «скворечник» можно забраться только по свисающей лестнице из бамбука.

Короваи очень ловко по ним карабкаются, едва наступят сумерки. Причем заносят с собой и еду, и домашних питомцев, в роли которых у членов племени выступают свиньи. Утвари в плетеных домах нет даже самой примитивной. О мебели папуасы и не слышали – а если бы им о ней рассказали, колуфо не поняли бы, зачем она нужна.

Пока коровай находится внутри своего «скворечника», оправляется он в отверстие, проделанное в полу: ночью никто на землю не спускается. Даже лестницу папуасы затягивают внутрь – по их словам, чтобы в ночное убежище не могли пробраться «иноплеменные колдуны».

К слову, у самих колуфо не имеется никакой власти – ни религиозной, ни политической, ни военной. Отсутствуют вожди, старосты или военачальники, нет жрецов или шаманов – полное равноправие. Либо же анархия, которая, как ни странно, к конфликтам не приводит и позволяет соплеменникам вполне мирно сосуществовать. Правда, если хозяин жилища увидит поблизости от него врага (а к таковым может быть отнесен любой незнакомый человек), точнейший выстрел из лука в глаз или шею не заставит себя ждать.

Рацион туземцев особым разнообразием не отличается. Основной продукт питания – саговое дерево. Причем оно идет в пищу безотходно: древесина истирается примитивными жерновами до муки, из которой стряпаются пресные и абсолютно лишенные вкуса лепешки, плоды дерева употребляются в естественном виде, из листьев делают своего рода рулеты, заворачивая в них добытые личинки насекомых.

Короваи занимаются и охотой. Но, как уже было сказано, в джунглях для них не так уж много дичи. Если повезет, все племя лакомится свежей козлятиной или кабанчиком. Кстати, несмотря на древесный образ жизни, папуасы с огнем знакомы и мясо предпочитают есть термически обработанным. А вот рыбу короваи почему-то готовят редко и неохотно. При этом улов употребляется с тем же ажиотажем, что и лесная добыча.

Загадки древних бестиариев

Старинных иллюминированных манускриптов дошло до наших дней не так уж и много. Но среди этой богато иллюстрированной литературы особняком стоят книги особого рода – бестиарии. Одна из самых ранних подобных книг, изготовленная в XII веке, хранится сегодня в университетской библиотеке шотландского города Абердин…

«Бестиарий», точнее bestiarum vocabulum, переводится с латыни как «слово о зверях». Наряду с гербариями и авиариями, то есть описаниями растений, деревьев и птиц, иллюстрированные бестиарии были очень популярны в Средние века.

Увлечение такой литературой началось еще в Античности, когда появились так называемые физиологи – сочинения о животных, деревьях, минералах, содержавшие не только достоверные описания, но и легендарные сведения. Много внимания в них уделялось символическим толкованиям реальных и мифических свойств флоры и фауны.

До нас эти античные сборники дошли лишь в переписи средневековых монахов. В первые века христианства физиологи были популярны не меньше, чем Библия. В них толковалось всего около 50 животных, десятки деревьев, причем треть была из области мифов и легенд. Со временем, однако, в латинской Европе физиологам пришли на смену бестиарии – сочинения для своей эпохи более научные. А в православных странах время никак не повлияло на популярность физиологов. Они канули в вечность лишь с появлением научных энциклопедий.

Бестиарии были хорошо структурированы, красочно иллюстрированы, поэтому их использовали как наглядный материал для обучения. Сначала в них объяснялось, когда и в какой последовательности Бог сотворил материальный мир, а потом следовали описания с картинками сотворенных Богом деревьев, зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых, растений и камней.

Сведения для бестиариев монахи черпали не только из античных физиологов, но и из трудов отцов церкви, которые этому вопросу тоже уделяли много внимания. Церковь учила, что, создавая живой мир, Бог руководствовался моральным принципом и каждое дерево, каждое живое существо исполняет в этом мире предназначение, заложенное в момент творения.

Животные, скажем, созданы для того, чтобы подавать пример, учить правильному поведению и укреплять веру в Бога. Поэтому одни существа сотворены добрыми, другие – злыми, одни служат свету, другие – тьме, одни чистые, другие нечистые.

Манускрипт написан на латыни и состоит из 94 листов (остальные утрачены) размером 30,2 на 21 сантиметр. Он разбит на 11 разделов.

Первый посвящен сотворению мира: на основе Книги Бытие даны сцены сотворения небес и земли, разделение воды и небесной тверди, создание птиц, рыб, животных, деревьев и человека.

Второй раздел посвящен описанию диких зверей – льву, тигру, гепарду, пантере, антилопе, рыси, слону, бобру, трем видам козлов, гиене, обезьяне, оленю, медведю, лисице, крокодилу, волку, собаке.

В состав третьего раздела (домашний скот) входят известные сельскохозяйственные животные, в состав четвертого раздела (мелкие животные) – кошка, мышь, хорек, еж, крот и почему-то муравей. В пятый раздел, посвященный птицам, неожиданно пропали северный и южный ветры, пальма, кедр, пчела, а также каладриус, кваква, феникс и летучая мыль. В шестом разделе к змеям и пресмыкающимся отнесены как реальные гадюки, тритоны, ящерицы и саламандры, так и василиски, драконы, сцитилисы, амфисбены, энудры, якулы, сирены, сепсы, дипгы и сауры. Седьмой раздел включает только червей, а в восьмой вошли рыбы, коими также считаются крокодилы, киты, дельфины, морские свиньи.

Девятый раздел включает деревья и только деревья, десятый посвящен природе человека, одиннадцатый – известным автору минералам.

Подготовил Олег БОРИСОВ