ИЗ ЧЕГО ВЕРЕТЕНО? ИЗ ДЕРЕВА ОНО

Искусство наших предков

ИЗ ЧЕГО ВЕРЕТЕНО? ИЗ ДЕРЕВА ОНО

Скорее всего, для большинства из нас веретено – это предмет из волшебных сказок, а не из повседневного обихода. Хотя когда-то невозможно было представить себе хозяйку дома, не умеющую обращаться с этим предметом. За внешней простотой ручного прядения скрывается настоящее искусство, которое обеспечивало наших предков качественной теплой одеждой на протяжении веков.
Когда-то, просто скрутив между ладонями кусочек шерсти, человек получил первую примитивную шерстяную нить. Несколько нитей, сплетенных вместе, превратились в ткань, которой можно было укрыться от холода. Это изобретение изменило очень многое. Но скручивать шерсть между ладонями было долго и неудобно. Куда быстрее оказалось наматывать тянущееся волокно на палочку специальной формы. Так появилось первое веретено.
Сегодня уже далеко не все знают, как выглядит обыкновенное веретено. А ведь когда-то оно было в каждой крестьянской избе. Веретено представляет собой гладкий стержень из дерева, немного утолщенный в нижней части. Это утолщение является одновременно и грузом, который помогает прядильщице раскручивать веретено пальцем. Перед этим она вытаскивает из заранее обработанной шерсти несколько волокон, скручивает их и закрепляет на веретене.
Вытягивая одной рукой волокно, другой пряха крутит веретено за верхний конец. Таким образом, пучок волокон наматывается на него и превращается в нить. К концу этой нити пряха пристраивает новые волокна, оттягивая веретено все дальше и дальше. Когда же нить становится настолько длинной, что рука уже не может отвести ее, ее наматывают на корпус веретена. И все начинается по новой. Такой процесс может продолжаться практически бесконечно. Хотя если разложить его на стадии, то он состоит всего из двух простых операций: скручивания нити и наматывания ее на веретено. Но сделать это неподготовленный человек сможет едва ли.
Нехитрый способ скручивания нити на протяжении тысячелетий был единственным способом превратить неопрятную груду остриженной с животных шерсти в прочную и красивую ткань, из которой можно сшить теплые вещи для всей семьи.
Вот что писал известный археолог Генрих Шлиман в своей книге «Троя»: «Как и другие начала цивилизации, искусство прядения наглядно представлено нам на первобытных памятниках Египта, изображения не только оказываются настолько живыми, что едва ли нужно какое-либо описание, но они к тому же снабжены иероглифическими подписями, среди которых мы постоянно находим слово saht, которое по-коптски означает «скручивать». По большей части этим ремеслом занимались женщины, и именно поэтому незамужняя женщина все еще называется spinster («прядильщица»)».
Веретено неразрывно связано с символикой прядения. И в этой символике речь идет далеко не только о шерстяных нитях, но и, например, о всей человеческой жизни. В греческой мифологии есть три богини судьбы – мойры (римляне зовут их парками). Одна из них – Клото (римская Нона) – является мойрой настоящего. Она прядет нить судьбы, нанизывая на веретено происходящие в человеческой жизни события. Аналогичная роль уготовлена веретену в скандинавской мифологии – здесь мифологические существа норны, сидя у корней мирового ясеня Иггдрасиля, наматывают на него нити человеческих судеб. Кроме того, древние греки считали веретено атрибутом богини судьбы Ананке.
Отсюда и языковое единение веретена с символами судьбы. В древнегерманском – wurd, староскандинавском – urdh, в англосаксонском – wyrd. Все они созвучны с латинским словом vertere – «вращать». Впрочем, если присмотреться, можно узреть связь латинского названия и с русским словом: vertere – веретено.
О символике веретена писал даже знаменитый философ Платон. В своем великом труде «Государство» он описывал общемировое устройство как результат действия веретена Ананке, на восьми сферах которого располагаются сирены, своим сладкозвучным пением создающие гармонию мира.
Искусством прядения с помощью веретена у всех племен занимались женщины. Не были исключением и славянские народы. На Руси, после уборки урожая и до Великого Поста при лучине девушки и бабы пряли веретеном нить, напевая песни и ведя разговоры. Процесс такого прядения был крайне медленным. Но это было необходимо.
Не меньше ценилось искусство прядения и в Европе. Достаточно вспомнить известнейшую сказку о Спящей красавице, различные варианты которой записывали Шарль Перро и братья Гримм. Принцесса там впадает в магический сон, именно уколовшись о веретено. В другом варианте сказки всему виной заноза от льняной пряжи, но старуха с веретеном присутствует и там.
…Веретено оставило заметный след в народной памяти. Оно фигурирует во многих пословицах и поговорках. Например, таких: «Без веретена пряжи не спрядешь»; «Остры веретена намозолили ладони»; «Кривое веретено не исправится»; «Девку веретено одевает»; «Сделала дело худое, переломила веретено кривое».
В связи с широким распространением веретен на Руси их изготовление являлось отдельным промыслом. Особо ценились изделия из Архангельской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний.
Рабочий инструмент мастера был прост: топор, нож и ручной станок для обточки заготовок. Разделав древесину на чурки, мастер клал их на ночь в печку, чтобы просушились. Затем при помощи острого ножа бруски округляли и вставляли в станок. Там им придавалась конечная форма. Затем наступала очередь шлифования, ведь веретено должно быть идеально гладким и не портить нить. Веретена из твердых пород дерева (березы или дуба) стоили дороже, из мягких (сосны или липы) – дешевле. Разумеется, веретено могли украшать резьбой, рисунками или надписями.

Подготовил Олег БОРИСОВ