НАРОД ВОТЯКОВ: МЕЖ СОСНОЙ И БЕРЕЗОЙ

Лес и история цивилизаций

НАРОД ВОТЯКОВ: МЕЖ СОСНОЙ И БЕРЕЗОЙ

По словам историка Николая Костомарова, в русской истории нет ничего темнее судьбы вотяков. Тайна их происхождения и существования, пожалуй, не разгадана до сих пор. Говорится лишь, что это самый лесной народ на Руси. Хотя и другие – тоже сплошь лесные.
О вотяках достоверно известно лишь то, что они вместе с Вяткой в конце XV века были присоединены к Московскому государству. Первоначальная летопись, говоря о веси, мере и мордве, о вотяках умалчивает. Единственный письменный источник, излагающий ранние судьбы Вятской страны, – так называемый «Вятский летописец», или «Повесть о граде Вятке, что до открытия губернии именована Хлынов». В нем излагается история вятской старины, начиная с XII века, рассказывается о завоевании Вятки новгородской вольницей. Приблизительно тогда же, то есть в XIII веке, здесь появились татары, которые подчинили вотяков.
После присоединения вятских городов к Москве, в конце XV века, Московское государство имело дело исключительно с вятичами, то есть русскими поселенцами, арскими князьями из татар и коринскими мурзами. В грамотах и других актах этого времени вотяки трактовались как их подданные.
…Вотяков стали обращать в христианство в 40-е годы XVIII столетия. Правда, большая часть населения довольно долго оставалась язычниками – настолько прочно язычество сидело в их крови. Верховное божество у вотяков-язычников называлось Инмар, молились ему преимущественно под сосной: «О великий Инмар! Сделай так, чтоб хлеб хорошо уродился, чтоб был он с камышовой соломой, с серебряным колосом, с золотым зерном. Чтоб это хлебное поле не обскакать белке, не обежать лисице, не проскакать кунице. И слава Лесу!»
Кылдысину – духу земли – молились под березой. В куалах, или куа (домовых молельнях), устанавливали идолов – их называли воршудами. Это была и святыня, хранящаяся в куале, и само божество – покровитель рода или семьи, – и изображение его в виде женского амулета (дэндор), и совокупность родственников по материнской линии. Культ воршуда обнаруживал тесную связь с культом семейного очага. При перенесении воршуда на новое место брали три камня из очага старой куа, часть золы (иногда состругивали несколько щепок с крюка над очагом) и уносили в новую куа.
Лесные обряды вотяков делились на зимне-весенние и летне-осенние. Из весеннего цикла наиболее ярким был праздник плуга и сохи – «Акаяшка», или «Геры поттон». В период созревания хлебов устраивались большое моление и жертвоприношение богам с просьбой о хорошем урожае сбережении деревьев. В молениях участвовала вся деревня, носителем же культа выступала сельская община, иногда объединение нескольких деревень.
Привыкнув к своим богам, вотяки неохотно отказывались от них – большая часть населения долго являлась двоеверцами. То есть они посещали церкви, но в то же время сочетали и языческие понятия с православными.
Была поговорка: «Вотяк бежит от русского, как мышь от кошки». Они порой без сожаления ломали свои селения, переносили дома и дворы в другие места – это было возможно благодаря способу сооружения жилищ из разбираемых бревен. Под напором русской колонизации вотяки частью становились обрусевшими, частью – прятались по лесам. В этом смысле их, наверное, можно сравнить с русскими старообрядцами.
Жили вотяки дарами леса, хлебопашеством, считаясь хорошими трудолюбивыми земледельцами и лесниками. Один из путешественников, побывавший в Вятской губернии в XVIII веке, при виде заботливо возделанных полей, ухоженных лесов, восхищался: «Нет в Российском государстве ни одного народа, могущего с ними сравниться в трудолюбии».
Да, вотяки занимались лесным промыслом – охотой, рубкой леса, смолокурением и пчеловодством. Во всех видах охоты, начиная с силков и кончая ружьем, были весьма искусны, разыскивали дичь, как кошки, стреляя из неуклюжих пищалей рябчиков, тетеревов, белок и зайцев с изумительной местностью. Особенно хорошо подражали крику и писку птиц, заманивая их в свои сети.
Питание было тоже лесным – они сочетали мясную и растительную пищу, собирали грибы, ягоды, травы, варили супы с лапшой, грибами, крупой, капустой, готовили окрошку с хреном и редькой. Лесную дичь вялили, запекали, но чаще употребляли отварной. В большом количестве ели пельмени («пельняны» переводится как «хлебное ухо»).

Подготовил Олег БОРИСОВ