РОССИЯ-МАТУШКА И ЛЕС-БАТЮШКА

Дерево – история – власть

РОССИЯ-МАТУШКА И ЛЕС-БАТЮШКА

Прошлый год был ознаменован небывалым всплеском интереса к истории Отечества. Что совершенно естественно в период, когда отмечалось столетие русских революций. А знаем ли мы собственное «зеленое прошлое»? «ЗДОРОВЫЙ ЛЕС» своими публикациями в различных изданиях, а главное – практикой, работает по реанимации нашей памяти, делает все возможное, чтобы ответ на этот вопрос был, по возможности, утвердительным. Предлагаемый вам материал также посвящен данной теме.

Историки считают, что до начала XVIII века в Европейской России, особенно в ее северных губерниях, лес фактически не был товаром, и потому в общем-то не имел ценности. В то время лесов было много даже на юге страны, вдоль степных рек, не говоря уже о Средней полосе. Их вырубали, сжигали под пахотные угодья, из древесины получали перекаленную золу-поташ (перлаш, смольгуч), древесный уголь, смолу…

Лишь при Петре I возросшая нужда в древесине обусловила дальнейшее повышение практического к ней интереса, а также поставила власти перед необходимостью восстановления и разведения лесов. Построенные при первом российском императоре фабрики, мануфактуры, заводы и мастерские требовали огромного количества лесного горючего материала. Именно тогда по мере роста потребности в топливе и сырье древесина превратилась в товар и приобрела ценность.

Сигналы о нехватке лесов по рекам Воронеж, Свирь, Волхов, Десна Петру I стали поступать уже в течение первых лет после его восшествия на престол, и число таких жалоб все время росло. Поскольку тогда в ближайших планах царя было создание в России мощного флота, перед ним вплотную встала проблема защиты полноводности судоходных и сплавных рек государства, из чего напрямую вытекала задача охраны прибрежных корабельных лесов.

Первым лесным юридическим актом общегосударственного значения считается указ Петра I от 19 ноября 1703 года, который вводил жесткое государственное регулирование всех видов лесного пользования по речным берегам. Здесь запрещались рубки в полосах шириной 50 верст вдоль больших рек и шириной 20 верст – вдоль малых. Еще в документе было такое положение: «…ближе 30 верст от рек, которыми леса плавить возможно, лесов под пашню и под сенные покосы не чистить».

Для практического использования своего указа и в первую очередь для защиты корабельных рощ от бессистемных рубок Петр I в 1722 году впервые учредил вальдмейстерскую (лесную) стражу при Адмиралтейств-коллегии. Это ведомство было призвано взять под охрану прибрежные и заповедные леса, а отдельно – пригодные для кораблестроения породы, за порубку которых, как говорилось в тексте, «полагается смертная казнь через повешение или каторжные работы».

Почти сразу новая служба стала выполнять государственные заказы по посадкам дуба и сосны, в первую очередь вдоль берегов Невы в окрестностях столицы. Это говорит о значении, которое царь Петр придавал делу озеленения. Хроникеры рассказывали, что государь лично выстраивал в ряд роту солдат и отдавал им команду: «Равняйсь!» – после чего служивые прямо перед собой закапывали в землю желудь или семечко сосны. Далее они делали два шага вперед и повторяли процедуру. И до сих пор еще по берегам рек в окрестностях Невы, Дона и Волги сохранились небольшие участки старых дубрав и сосняков, посаженные солдатами в петровские времена.

После смерти первого российского императора, в 1726 году, его супруга Екатерина I своим указом прекратила деятельность вальдмейстерской службы. Как писал в своей книге историк российской лесной отрасли Н.В. Шелгунов, в то время «леса в России рубили свободно, не стесняясь никакими ограничениями… Ничего не стоило вырубить сразу и сплошь лес в 20 тысяч десятин, а потом вытравить поросль скотом». В течение ряда лет воровство и хищничество в заповедных лесах приняли такие угрожающие формы, что указом царицы Анны Иоанновны в 1731 году вальдмейстерская служба была создана вновь.

Тем не менее период с середины до конца XVIII века стал временем великого опустошения и разорения лесов в Российской империи, особенно в ее европейской части. Буквально в течение нескольких десятилетий обезлесели огромные территории Украины и Молдавии, оголились берега Волхова и Свири, были сведены тысячи гектаров леса на Кубани и по берегам Волги. Масштабное уничтожение лесов полным ходом шло также в Архангельской, Смоленской, Рязанской, Воронежской, Тверской, Новгородской, Костромской, Ярославской, Харьковской и ряде других губерний. Специалисты считают, что в случае продолжения таких рубок Россию ожидала бы судьба Испании, Греции, Франции, Германии и большей части США, где уже к середине XIX столетия первозданные леса исчезли вообще, а остатки прежних массивов превратились в некую форму садового хозяйства.

Только в 1786 году Екатерина II начала реорганизацию всей системы надзора над казенными лесами. Однако до создания отдельной государственной службы дело тогда так и не дошло. И лишь в 1798 году император Павел I своим указом учредил в России отдельный лесной департамент. Силами этого ведомства уже через год впервые были выполнены государственные заказы по лесным посадкам дуба вдоль берегов Невы, Волхова, Шесты и Ловати, затем в Воронежской, Харьковской и других губерниях. А в 1899 году был принят закон о лесокультурном залоге, согласно которому промышленники, вырубая лес, обязаны были его восстанавливать за свой счет или вносить средства на его искусственное возобновление. В связи с этим резко возросли площади ежегодно создаваемых лесных посадок. Всего в период до 1917 года в России было заложено в казенных лесах почти 900 тысяч гектаров новых лесных культур.

В первые годы советской власти, несмотря на подписанный В.И. Лениным декрет «О лесах», сплошные рубки даже в малолесных районах заметно превышали площади лесопосадочных работ. А когда лесничества по всей стране были преобразованы в леспромхозы, и вовсе началось массовое истребление не только лесов промышленного значения, но также водоохранных и почвозащитных, поскольку они были наиболее доступны для заготовок. Через 10 лет после начала такого варварского отношения к зеленому богатству положение дел стало настолько угрожающим, что в 1931 году правительство СССР было вынуждено провести разделение всего лесного фонда на зоны лесопромышленного и лесокультурного назначения с передачей последней в ведение Наркомзема СССР.

Крупные почво- и водозащитные лесопосадки в СССР возобновились лишь после выхода в свет постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Согласно этому документу, в течение последующих 15 лет по всей стране была создана система крупных государственных лесных полос вдоль рек и на водоразделах между ними общей площадью 117,9 тысячи гектаров. Вдобавок к этому такие же посадки общей площадью 5 миллионов 709 тысяч гектаров появились на землях колхозов и совхозов, особенно в регионах, подверженных засухам.

Однако в период постсоветских реформ 1990-х годов ситуация с использованием лесов в нашей стране резко ухудшилась, так как государство, фактически разрушив прежний законодательный механизм получения лесного дохода, не создало взамен ничего более совершенного.

…Специалисты установили, что за последние 300 с лишним лет ни одно из правительств России окончательно так и не определило место и роль леса в национальной экономике. Как уже говорилось, особенно частые и малообоснованные реформы происходили в советский (1918-1991 годы) и новый демократический (с 1992 года и дальше) периоды истории России, что не соответствует ни природе леса, ни планетарным размерам лесных ресурсов страны.

Уроки реформ в лесном хозяйстве России за последние три века показали: если власти страны хотят разумного регулирования этой отрасли экономики, если они видят в них существенную долю национального богатства всех россиян, то им необходимо обеспечить проведение последовательной лесной политики. Главнейшим ее условием, кроме сохранения контроля и регулирования во всех лесах, является обусловленная природными законами двуединая задача: одновременного использования и приумножения зеленого богатства страны.

Подготовил Олег БОРИСОВ