Неизвестное об известном
БЕЗ ДЕРЕВА НЕ БЫЛО БЫ ЧЕРНИЛ
«Что написано пером, не вырубишь и топором» – гласит народная мудрость. Правда, перо без чернил не пишет, но люди пытались сделать это, царапая символы на скалах, а после – на глиняных и восковых табличках. И все же краситель для письма оказался гораздо удобнее.
Ну, а причем тут деревья? Давайте разбираться. Английский исследователь Египта Альфред Лукас издал труд «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», где описал рецепт производства чернил египетскими жрецами. О нем ученому рассказал один из коптских священников, потомок древних египтян: «Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня, накрыть их перевернутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан. Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила».
Был еще один рецепт чернил: золу от сжигания корней папируса смешать с клейким густым соком вишни или акации (камедью). Аналогичный рецепт использовали и писцы в Древнем Риме. Археологи обнаружили на месте древнего города Геркуланума кувшин, в котором остались чернила – сажа, разведенная в масле. По оценкам экспертов, их возраст 2,5 тысячи лет. Не исключено, что чернильная сажа была получена сжиганием виноградных косточек. Ведь именно такой рецепт чернил, называемых atramentum, был найден в древнеримском трактате. Похожий способ существовал в Древнем Китае: сажа, смола деревьев и немного щелочи.
Со временем египетские писцы стали применять чернила, где главным ингредиентом была не сажа, а кора или дубовые орешки. Такие чернила получили потом названием incaustum. Под орешками понимались округлые наросты на листьях дуба, или галлы. Они образовывались, когда вредитель-орехотворка откладывал в лист личинку. А дерево, не желая терять листву, окружало ее наростом. Эти наросты мололи в пыль и варили, а кое-где – настаивали. После чего в состав добавляли клей или камедь.
Наконец, придумали железистые чернила. Отвар ольхового корня, дубовой или ореховой коры настаивали вместе с кусочками железа. Из коры выходили дубильные кислоты, вступавшие в реакцию с железом. Таким образом, получались закиси железной соли. Еще позднее вместо кусочков железа стали применять железный или медный купорос. Он был нужен для более темного цвета чернил.
Переход от сажистых чернил к железистым был вызван изменением писчего материала. На смену папирусу пришел пергамент из кожи животных. Чернила из сажи на пергаменте почти не держались, а вот железистые, поначалу бледные, со временем впитывались внутрь и темнели, приобретая коричневатую окраску. В раннем Средневековье в Европе уже насчитывалось 50 рецептов получения чернил на железо-галловой основе. Причем производители даже могли менять их цвет, варьируя пропорции медного или железного купороса.
Для получения чернил использовались также ингредиенты животного происхождения. Их брали из чернильного мешка каракатицы или «чернильной рыбы». Мешочек с чернью каракатицы сушился на солнце, потом его мололи в пыль и, смешивая со щелочью, подогревали. После обработки серной кислотой краситель вновь высушивали на солнце и клали под пресс. На выходе получался сухой краситель под названием «сепия», который использовался для производства чернил и красок.
Ну, а что у нас на Руси?
Рецепт сажистых и железистых чернил русские монахи получили оттуда же, откуда и православную веру – из Византии. Правда, за несколько веков появились и свои рецепты. Вот один из них: «Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде… а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового». Также использовались чернила из спелых ягод бузины и черники – в рукописи XVI века историки нашли «Указ о черниле черничном». Также применялись чернила из отвара кожуры зеленых каштанов и грецких орехов.
Как бы ни были хороши железистые чернила, но из-за своего состава они вызывали разрушение бумаги. В 1885 году учитель из Саксонии по фамилии Леонгарди придумал ализариновые чернила. Их также получали из уже упомянутых орешков-галлов, но благодаря применению краппа (красителя из корня восточного растения марены) бесцветно-мутный оттенок превратился в насыщенный сине-зеленый. На бумаге он становился глубоким черным.
Правда, на тот момент уже были известны чернила профессора Рунге, созданные в 1847 году из экстракта сандалового дерева. Сок, содержащий гематоксилин, при окислении давал пигмент фиолетово-черного цвета. Но такой экстракт был дорог, и чернила Рунге не нашли широкого применения. Зато ализариновые чернила быстро стали популярными. Позднее крапп, дававший цвет, сменили на синтетический пигмент, а орешки-галлы – на галловую кислоту, что только удешевило процесс. Когда в чернилах Леонгарди крапп был изменен на синтетический краситель ярко-фиолетового цвета, они получили название анилиновых.
Подготовил Олег БОРИСОВ