ДЕРЕВО В ИСТОРИИ И БЫТЕ НАРОДОВ МИРА. Жрецы Перуна – знатоки леса

Далекое – близкое

ДЕРЕВО В ИСТОРИИ И БЫТЕ НАРОДОВ МИРА

Жрецы Перуна – знатоки леса

Как известно, один из самых популярных богов славянского пантеона – повелитель грома Перун. О нем сложено немало легенд и преданий, а с приходом православия «божественные обязанности» Перуна поделили между собой несколько православных святых. Немало тайн хранят и древние капища славянского громовержца, где некогда его верные служители черпали свои могучие силы.

Наши предки представляли Перуна как высокого широкоплечего мужчину с темными, тронутыми сединой волосами и золотистыми усами и бородой. Бог-громовник носил широкий красный плащ, а потом и славянские князья, и военачальники, покровителем которых считался Перун, во время торжественных церемоний надевали точно такие же.

Надо сказать, что почитали Перуна не только воины, но и простые крестьяне, так как этот бог оберегал их дома от нечистой силы, прогонял прочь страшного демона-иссушителя, насылавшего засуху, и посылал на землю грозу, тем самым даруя людям богатый урожай. И лес без толку не жег. Разве что в назидание людям за их грехи.

Сегодня археологами обнаружено несколько капищ этого великого бога. Самые значительные из них находились в Киеве, Новгороде и Любиче.

Обычно капище Перуна устраивалось на возвышении, огораживалось частоколом и имело форму восьмиугольника, в каждом углу которого располагалось своеобразное святилище, где горел костер, не потухавший ни днем, ни ночью. В центре капища возвышалась статуя бога, и здесь же проводились главные служения в его честь.

При каждом таком сооружении было жилище для волхвов – служителей громовника, здесь располагались покои верховного жреца и проходили обучение юные отроки. Наши предки верили, что волхвы Перуна обладают некой незримой силой, дарованной им божеством, а потом стать волхвом мог только особый человек, отмеченный самим богом. Иногда роль волхва переходила по наследству – от отца к сыну, а иногда жрецы отмечали некие «знаки» на младенце при обряде имянаречения.

Как только такой малыш подрастал, родители сами отдавали его в ученики волхву, а тот отводил его в дом при капище. Там отрок обучался несколько десятилетий, а затем становился странствующим жрецом, переходившим из селения в селение, неся людям некий свод законов – «Перунову Правду». В том числе и о сбережении лесов. Он также проводил обряды и жертвоприношения, исцелял болезни и раны, при этом черпая знания из источника людской мудрости, и таким образом заканчивал свое обучение. Надо сказать, что волхвы-странники были просто необходимы нашим далеким предкам: согласно историческим данным, в 885 году в Киевской Руси было всего пять больших капищ Перуна, возглавляемых верховными жрецами, а потому их служители могли оказать свою помощь только жителям ограниченных территорий. В некоторых местах роль служителей Перуна возлагали на себя правители небольших княжеств.

Пространствовав еще несколько десятилетий, волхвы возвращались в святилище, где и проводили остаток своих лет, служба богу до самой смерти.

…Однако служителем Перуна мог стать не только человек, проходивший при капище длительное обучение, но и смельчак, реально доказавший силу своего духа. А нужно было для этого всего лишь добыть «Перунов цвет», или «жар-цвет», как наши предки называли цветок папоротника. В отличие от более поздних легенд славянские предания гласят, что появляется в лесах заповедных цветок Перуна от огня его молнии. Чаще всего это происходит в летнюю бурную ночь, когда бог вовсю сражается с демоном-иссушителем, а также поздней весной, когда расцветает рябина и грохочут первые грозы.

Чтобы добыть заветный цветок, нужно было отправиться в лес с наступлением грозовой ночи, когда на тебе грохочет гром и сверкают Перуновы молнии, прихватив с собой нож и скатерть. Добравшись до заповедного места, смельчак чертил ножом на земле круг, садился в его центр и накрывался скатертью, что гарантировало ему надежное укрытие от «конкурентов» – нечистой силы. Спустя некоторое время к человеку начинали подбираться чудища и сползаться гады, но так как они не могли пересечь границ круга, то изводили соперника страхом или же насылали на него тяжкий сон. Если охотник за «жар-цветом» выдерживал эти испытания, в назначенный час он срывал заветный цветок. Однако донести «добычу» до дому было непросто! Чудища гнались за смельчаком вплоть до крыльца его жилища, и если он оглядывался на своих преследователей, то разрывали бедолагу в клочья.

Успешно добравшийся домой будущий волхв разрезал ножом ладонь, затем прикладывал к ране добытый цветок и тут же обретал могучую силу и вековую мудрость. Открывались ему и все клады, находившиеся под землей, вот только этот дар бога стал стимулом для последующих поколений «охотников за папоротником», живших уже в эпоху христианства.

Волхв, получивший знание благодаря «Перунову цвету», обычно жил отшельником-лесником, но к нему за помощью стекались люди со всей округи. Он обладал магическими способностями, предсказывал будущее, мог бы победить любые недуги и разрешить самые запутанные жизненные проблемы. Когда же грозила опасность тому или иному княжеству, волхв приходил в его столицу и наставлял правителя на путь истинный.

Рассказ березы, липы, дуба… о Римской империи

Наши представления о давно минувших эпохах в основном базируются на официальных письменных источниках – летописях, хрониках, юридических и религиозных текстах… Все они рассказывают о событиях «большой» истории и тех значимых личностях, которые эту историю вершили. А как жили обычные люди в древности? Подобных свидетельств очень немного…

До наших дней дошли лишь несколько письменных источников, позволяющих нам заглянуть в повседневную жизнь простых людей. Один из таких уникальных источников – это таблички из Виндоланды, сделанные из дерева. В XIX веке на севере Англии, почти на границе с Шотландией, археологи нашли развалины римского форта под названием Виндоланда. Он был одним из нескольких военных укреплений, стоявших вдоль вала Адриана. Ничем не примечательный небольшой форт, построенный среди холмов и болот примерно в 85 году для охраны тогдашних границ римских владений в Британии от воинственных племен пиктов.

Исследователи поначалу не очень-то заинтересовались Виндоландой. Но в 1929 году некий Эрик Бирли, увлеченный историей и археологией, купил участок земли вместе с фортом и начал здесь планомерные раскопки. А в 1950-х годах к нему присоединился его сын Робин. В форте хорошо сохранились не только постройки, оружие и керамика, которые чаще всего попадаются археологам, но и предметы из дерева. Они дошли до наших дней благодаря толстому слою торфа, который хорошо известен как природный «консервант», не позволяющий организму истлеть.

Итак, доктор Робин Бирли нашел в земле несколько слипшихся дощечек. Просто чудо, что их не выбросили, приняв за мусор, потому что поначалу археологи не поняли, что это такое. И только после тщательного исследования выяснили, что перед ними – древние письма.

Таблички были сделаны из дерева – березы, липы и дуба. Это довольно тонкие пластинки до трех миллиметров толщиной и размером 8 на 20 сантиметров. Они похожи на привычные нам почтовые открытки. В центре табличек был вертикальный надрез, благодаря которому они складывались вдвое текстом внутрь. На внешней стороне писалось имя адресата. По краям имелись вырезы и отверстия – увы, не очень понятно, для чего.

Надписи на табличках делались угольными чернилами, которые сохранились только благодаря тому, что торф не давал доступа кислороду.

Археологи выделили в раскопе форта пять слоев. Наибольшее количество табличек содержится в третьем, датированном 97-105 годами. Это период правления императора Траяна. Есть несколько более ранних экземпляров, относящихся к временам императора Нервы, и более поздних – написанных после 120 года. Всего на сегодняшний момент найдено 1000 дощечек. Но работы в Виндоланде продолжаются, так что, возможно, их число увеличится. Археологи и лесники в этом поиске едины.

Ученые полагают, что таблички, скорее всего, было принято выбрасывать и не использовать повторно. Этим объясняется то, что подавляющее большинство из них найдено в мусорной яме, во рву у основания крепостного вала. Часть табличек повреждена огнем – возможно, мусор положено было сжигать.

Подготовил Олег БОРИСОВ