Далекое – близкое
ДЕРЕВО В ИСТОРИИ, РЕЛИГИИ, БЫТЕ НАРОДОВ МИРА
Боги Балтийского моря и солнечное дерево
Примерно в III тысячелетии до нашей эры на берега Балтийского моря пришли и расселились балтийские племена. Разумеется, они не называли себя балтами – это обобщенное название появилось лишь в XIX веке. А тогда у каждого из племен было свое имя – пруссы, курши, ятвяги, голядь… Языки у них тоже различались, зато верования были общими. Из-за них-то часть балтских племен и исчезла с лица земли…
Первое письменное упоминание о балтах относится к 98 году. Римский историк Тацит называл их эстиями – важно не путать их с эстонцами, которые являются потомками финно-угров и не имеют отношения к балтам. Тацит в своем трактате писал про эстиев: «…Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображения деревьев и зверей».
Археологические раскопки это подтвердили, в святилищах возле Могилева и Минска были обнаружены черепа лошадей и быков. Так что балты, скорее всего, почитали разных животных. И поклонялись разным деревьям. И особенно дубу. Но об этом – чуть дальше.
Особо надо сказать об отношении к усопшим.
Только один раз в году мертвые могли навестить живых. И для этого нужны были лошади. В записях XVII века упоминается, что во время праздника умерших – он проходил в октябре – на могилы приносили кишки и шкуру лошади, чтобы помочь мертвым на ней добраться до мира живых.
К сожалению, сохранилось мало сведений о том, каким с точки зрения балтов был клаусес – потусторонний мир. Однако ученые уверены, что это был лучший мир, именно поэтому балты так легко относились к смерти, удивляя другие народы.
Богом неба и мира мертвых был Диевас. Он жил на высокой песчаной горе. Многие исследователи видят в горе образ неба, но некоторые народные песни – дайны – говорят, что мертвые должны не просто попасть на гору, а перевалить через нее. На гору взобраться нелегко, и если нет коня, то помогали когти животных, которыми можно было цепляться – их также часто находили в погребениях. Еще один путь для мертвых – это Путь птиц, так балты называли Млечный Путь. Но он подходил не всем. Детям было проще – они могли подняться на небо вместе с дымом погребального костра.
В конце пути мертвых ждало солнечное дерево, у большинства племен это дуб или береза с серебряными листьями, медными ветками и железными корнями. Но у некоторых балтов это огромная липа или яблоня. Дерево стояло на сером камне в конце «пути солнца». На его ветви Сауле (Солнце) вешало свой пояс и устраивалось спать в его кроне. Когда утром солнце вставало, дерево окрашивалось в алый цвет.
Умерший уходил к солнечному дереву, но его душа оставалась и возрождалась в деревьях: мужчины – в дубах, березах и ясенях, женщины – в липах и елях. У девушек это могли быть цветы. Пруссы верили, что душа могла перейти в бабочку, птицу или пчелу. На протестантских кладбищах середины XIX века в прусской Литве есть деревянные надгробия, напоминающие по форме жаб или рептилий. В других районах Литвы еще в XX веке сохранялись священные рощи – это старые кладбища, где запрещалось рубить деревья или косить траву, потому что каждое растение – это дух умершего.
Верования балтов были очень тесно связаны с природой. Главные их божества – Мать-земля и Отец-лес. В описаниях обрядов вплоть до XVIII века присутствует восхваление и принесение даров для Земли и Леса. Так же высоко чтился бог полей и страж урожая. У литовцев он звался Лаукпатис, у латышей – «ржаная баба», а у пруссов – Кирке. Им посвящались источники, леса, поля, которые считались неприкосновенными. Исторические свидетельства и раскопки говорят о том, что в таких местах вплоть до XVIII века совершались жертвоприношения, обычно самцов животных, но иногда и врагов.
Богу грома Перкунасу посвящали дубы, а богине судьбы Лайме – липы. В кустах бузины жил маленький бог Пушкайтис, который мог помочь по хозяйству тем, кто оставлял ему подношения. Леса находились под охраной богини Медейне и бога Гирайтиса. У моря тоже были свои боги: Бангпутис – у литовцев, Юрас матэ – у латышей, Аутримпа – у пруссов…
В пантеоне балтов были бог Луны и богиня утренней звезды, боги деревьев, рек и озер, дождя и радуги.
Подготовил Олег БОРИСОВ