ДУХ ЛЕСА, ВЕРНИ ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ!

Книга Природы: тайны и загадки

ДУХ ЛЕСА, ВЕРНИ ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ!

Писатель и публицист, избравший своей главной темой лесную, И.Е. Филоненко рассказывал:

«Я – в прошлом лесовод. Льщу себя надеждой, что знаю Лес, Дерево и его душу. И хотя многие уверяют, что никакого мистического высшего существа в нем нет, а все же услышу в роще стон или лепет и почудится – есть оно, есть!

Не сомневались в этом и все древние народы, совершая жертвоприношения именно в светлых рощах. Такие зеленые оазисы, посвященные Венере, Зевсу, Афродите, Диане, росли на вершинах гор, ближе к небу, к богам.

Этот день хорош для амулетов

В Институте археологии Академии наук я как-то познакомился с группой молодых интеллектуалов, увлеченных многоцветной историей Руси. А чтобы в наше трудное время добыть деньги на свое хобби, эти парни и девушки делали на продажу языческие амулеты. Делали их обязательно в лесу. Причем, с «чудачествами».

Ну, ладно, когда отправлялись ребята на «обрядовый промысел» в полнолуние или, скажем, в день языческого бога Перуна – это понятно. Но в какой-нибудь официальный-то, учрежденный светской властью, праздник зачем?

Правительственный указ и сказочные чудеса как-то не очень увязываются и совмещаются в сознании. Понимали это, безусловно, и начинающие археологи. Понимали, однако упорно ездили на природу именно в День Лесника, День Геолога, День Хлебороба. Может, считали, что лесные духи, которые и дают силу амулетам, теперь тоже «обновились» и имеет «производственный план»? Впрочем, шутить с непознанным нельзя, и потому перехожу к серьезному повествованию.

Отправлялся я несколько раз, именно в День работников леса или в День эколога со своими знакомцами в недалекое путешествие – «на дело». Во взятый напрокат УАЗ осторожно грузили упакованную в коробку из-под телевизора специальную печь для отливки амулетов. Точно так же, как «во время оно», печь эта изготовлена не из металла, а из обожженной глины.

В ближнем Подмосковье находили еще не до конца разрушенные (вот чудо!) тысячелетней давности городища практически забытого народа по имени дьяковцы, населявшего эту землю в IV веке до нашей эры и ушедшего отсюда (почему?) незадолго до прихода славян.

Погружение в старину

На краю березовой рощи, на мысу, образованном двумя оврагами, располагалось место, призванное очищать род от нечистой силы. Славяне, кстати, избрали себе для молений кусочек леса неподалеку. Отчего именно его? Оттого, что в перелеске тут росли дубы, почитавшиеся в качестве Священного Дерева.

Итак, как говаривал первый и последний президент СССР, «процесс пошел». Прежде всего в глиняной печи старенькими мехами раздували пламя. Кто-то при этом тихо играл на свистульке, кто-то бил в бубен. Все должно было быть, как на заре человечества. Поэтому, когда я однажды закурил сигарету, мне дали по рукам. Причем, довольно больно.

Тем временем приносили обломки ложек и вилок. Их клали в тигель и ставили его в печь. В старину на амулеты тоже переплавляли разные бытовые предметы, монеты и прочее.

…А между тем, из печи уже доставали раскочегаренные докрасна глиняные формы. Внутри у них – восковые модельки. Теперь, когда воск выгорел и формы закалились, следовало заливать металл.

Музыка стихала. Через некоторое время необычное «произведение языческого искусства», остывало, его обливали водой – и перед нами – крохотные фигурки зверей и птиц. Это так называемые животные-тотемы, являющиеся предметами почитания.

Всё? Нет, закончена лишь техническая сторона дела. А магическая, «шаманская» лишь началась. Всех просили отойти от костра, и двое избранных совершали таинство освящения: кропили вещи чародейской водой, обмахивали их горящей веткой. А за всем наблюдали Лесные Духи.

Амулеты развешивали на деревьях. Присутствующим разрешали вернуться, и при них выплескивали в огонь вино, бросали кусок мяса. После чего начинался пир. Фантомное закончилось, покатило земное, веселое.

Тем более что происходило все в лесной праздник. Кстати, землю вокруг ребята осыпали цветами – какой же праздник без цветов?! И щедро одаривали ими егеря, лесника, если удавалось пригласить их в гости. Это считалось доброй приметой. Затем, под вино, начинали рассказывать легенды – о тех же цветах.

Таят в себе непознанное и цветы

Одна из легенд гласит, что Пресвятая Дева Мария, будучи совсем крохой, как-то поздним вечером, засмотрелась на небо с его мириадами звезд. И захотелось ей, чтобы на земле было столько же цветов. Желание сбылось – наутро звезды, отразившись в капельках росы, превратились в маргаритки…

…Связанные с цветами приметы часто берут свое начало в религиозных преданиях. И не только христианских – многие пришли к нам из магометанства, а некоторые зародились еще в язычестве. Впрочем, язык цветов постоянно меняется. Более того, в различных культурах один и тот же цветок навевает несхожие ассоциации. Скажем, уже упомянутая маргаритка для России – символ печали; в Западной же Европе, наоборот – надежды на лучшее. Здесь она даже выполняет функцию нашей ромашки – общипывая ее, гадают: «Любит – не любит, плюнет – поцелует». Естественно, на свой, англо-франко-итало-германский манер.

Или вот возьмем фиалку. Она появилась на свет, как гласит одна восточная легенда, из слез благодарного Адама, когда, в бытность нашего прародителя на острове Цейлон, архангел Гавриил принес ему радостную весть о прощении Господом его грехов.

Другой миф еще более поэтичен. Однажды бог солнца Аполлон атаковал своими лучами-стрелами дочь Атласа. Бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой о защите. И громовержец превратил ее в нежную фиалку, укрыв в тени своих кущ, где она с тех пор цвела, наполняя благоуханием сначала леса небесные, а потом и земные.

Букетиками фиалок греки любили освящать свои дома. А в день Праздника всех детей, достигших трехлетнего возраста, украшали головки малышей венками из этой лиловой с сочной яркой зеленью листьев лесной красавицы. Гурманы-римляне добавляли фиалку в вино. А древние галлы посыпали ею ложе новобрачных, считая цветок символом невинности и скромности.

Сведя зелень, позеленеешь от голода

В заключение – еще одна легенда. А точнее – греческий миф, который любил рассказывать большой любитель природы, знаток античных древностей, профессор А.И. Немировский.

…В древней земле фессалийской жил некий Эрисихон. И решил он срубить дубраву, которой не было равных и куда стекались люди помолиться Дриадам. А начать захотел со священного дуба.

Но не подняли на него руки рабы-лесорубы, уронив топоры. Тогда сам господин, взмахнув секирой, нанес удар по стволу. Затем другой, третий. Рухнуло могучее дерево.

Напуганные и потрясенные горем Дриады поспешили к Деметре, которая растит и лелеет все живое. Яростью наполнилось сердце богини. Решила она наслать на человека, убивающего лес, тощее чудовище с пастью разверстой по имени Голод. И вселился тот в тело нечестивца.

Чем больше пищи и вина поглощал Эрисихон, тем больше хотел есть и пить. Уничтожив все свои стада, выбежал он на перекресток и стал просить дать ему любые объедки, но и корки никто не вынес, понимая, что лесоистребитель наказан богами.

Господа и товарищи, знающие сегодняшнее положение дел в лесу, вам ничего не напоминает эта легенда?

Подготовил Олег БОРИСОВ