ЕЙ «ПОЗИРОВАЛИ» РЕДКИЕ ДЕРЕВЬЯ

Зеленый мир и деятели культуры

ЕЙ «ПОЗИРОВАЛИ» РЕДКИЕ ДЕРЕВЬЯ

Художница Марианна Норт сохранила для потомков
облик исчезнувших растений!

Дочь члена британского парламента, друг Дарвина, автор «портретов» более чем 900 растений и деревьев, единственная британская художница, удостоенная персональной выставки-галереи, Марианна Норт родилась в семье аристократа Фредерика Норта в 1830 году. Ее, казалось, ждала совершенно обычная для женщин того времени судьба: замужество, дети и спокойная старость в окружении многочисленных внуков.
…В Англии XIX века, не вступить в брак считалось для женщины величайшей неудачей и трагедией. Считалось, что незамужняя дама даже в возрасте не способна сама о себе позаботиться и уж тем более не в состоянии жить самостоятельно и распоряжаться своими деньгами без разрешения мужчин.
Тем не менее Марианна Норт никогда не была замужем, и хотя ее жизнь почти целиком уложилась в долгое правление королевы Виктории (1837-1901 годы), она не соответствовала шаблонному представлению о викторианской старой деве с кошкой, пугливой дочери землевладельца, который, помимо прочего, был еще и членом парламента.
…Марианне было 25 лет, когда умерла ее мать. После ее смерти девушка стала сопровождать отца в путешествиях, в частности, побывала в Сирии и на реке Нил. В 1869 году отец и дочь вернулись в Англию, поскольку здоровье мистера Норта ухудшилось, и вскоре он тоже ушел в мир иной. Марианна получила в наследство семейное имение Гастингс Лодж. Через два года она продала его и отправилась в странствия, зарисовывая в путешествиях местную флору, фауну и делая этюды маслом.
За свою жизнь Марианна написала «портреты» огромного числа деревьев и кустарников. В наши дни многие из изображенных ею с такой любовью живых организмов находятся под угрозой вымирания. Документальная точность рисунков имела большое практическое значение: когда фотография еще была делом медленным и сложным, а самое главное – дорогим, только таким образом можно было запечатлеть внешний вид растений и деревьев. Более того, далеко не все ученые-ботаники могли себе позволить предпринимать дальние путешествия в поисках новых, еще не открытых и не внесенных в перечни деревьев, трав и цветов. Им приходилось описывать новые виды по рисункам, картинам и гербариям, которые привозили их коллеги.
Несмотря на ухудшающееся здоровье (ее мучили ревматизм и подступающая глухота), мисс Норт продолжила путешествовать до начала 1880-х годов. Она совершила кругосветное путешествие и побывала в 17 странах (Сицилия, Канада, США, испанский остров Тенерифе, Япония, Борнео, Ява, Цейлон, Индия и др.), охватив 5 континентов.
По предложению Чарлза Дарвина, с которым Марианна дружила и который высоко ценил ее работы, она отправилась в Австралию и Новую Зеландию, добралась до Южной Африки, провела целый год в Бразилии, где жила в хижине в глубине леса, чтобы зарисовывать деревья в их естественной среде обитания, побывала в Чили и на Сейшельских островах.
После возвращения в Англию Марианна Норт выставила ряд своих рисунков в Лондоне. Королевские ботанические сады Кью приняли предложение Марианны о передаче им ее картин для показа. Это была большая честь для художницы, поскольку сады Кью были одними из крупнейших центров ботанических исследований в Британской империи и с 1840 года имели статус национальных.
Галерея Марианны Норт, построенная архитектором Джеймсом Фергюссоном в 1882-1883 годах, содержит 842 работы. Кстати, на сегодняшний момент это единственная постоянная персональная выставка женщины-художника в Великобритании.
Умерла мисс Норт 30 августа 1890 года в Олдерли (графство Глостершир), где и была похоронена. После ее смерти сестра издала трехтомник ее мемуаров под названием «Воспоминания о счастливой жизни – биография Марианны Норт». Книга была чрезвычайно популярна и через несколько лет была переиздана.
Российской публике имя Марианны Норт известно в связи с легендой о голубой пуйе, которая упоминается в книге Макса Фрая «Ключ из желтого металла». Пуйя – это растение семейства бромелиевых, произрастающее на каменистых откосах Анд, поднимаясь до высоты 4000 метров над уровнем моря.
Европейские ботаники были наслышаны об этой якобы трехметровой траве, цветущей раз в полтора века, время от времени самовоспламеняющейся и сгорающей дотла, чтобы потом возродиться из пепла. Но никто из них, несмотря на страстное желание добыть хоть какое-то изображение, не рискнул пересечь океан и подняться высоко в горы. Никто, кроме Марианны Норт, которой в тот момент уже было за 50 (возраст для викторианской дамы почтенный). Благодаря ее картине «Голубая пуйя и мотыльки» этот пробел в науке был устранен – точность рисунков Марианны Норт была такова, что ботаники могли описывать новые виды растений, не выходя из галереи в садах Кью.
В честь мисс Норт названы многие растения и деревья – подвид низкорослых бесстебельных пальм с длинными перистыми листьями, распространенное в Азии луковичное растение семейства амариллисовых, африканское многолетнее травянистое растение (насекомоядное растение с острова Борнео, которое она зарисовала первой из европейцев), а также род растений Northia (в нем всего лишь один подвид: эндемичное дерево с Сейшельских островов, родственник дерева ши, масло которого используется в косметических целях).

Подготовил Олег БОРИСОВ