ЛЕСНОЙ НИКОЛАЙ РЕРИХ

Дерево в жизни знаменитых людей

ЛЕСНОЙ НИКОЛАЙ РЕРИХ

О Николае Константиновиче Рерихе, художнике, литераторе, философе и общественном деятеле мирового масштаба, уже сказано и написано так много, что вряд ли удастся добавить что-либо новое. Однако есть вещи и места, непосредственно связанные с Рерихом, о которых, возможно, даже его почитатели и последователи осведомлены не в полной мере. В частности – о его любви к природе, лесу, деревьям.

Извара – поместье родителей Рериха, с которым связаны все самые яркие впечатления его детства и юности, заложившие основы не только художественного творчества, но и мировоззрения в целом.

«Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, лесистым, с замечательными деревьями поместьем около станции Волосово, в 40 верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре. Название от индусского слова «Исвара»…

Эти дневниковые записи Н.К. Рериха опираются на бытовавшую в этих краях легенду о том, что жил здесь некий индийский раджа. Как у Петра Великого был свой воспитанник-арапчонок, так и у Екатерины Великой при дворе находился маленький индус царских кровей. Когда же раджа повзрослел, царица пожаловала ему поместье в Царскосельском уезде.

…До поры до времени маленький Рерих учился в Петербурге, в гимназии Карла Ивановича Мая, а в Извару приезжал летом. Ему очень повезло с гимназией, так как девизом ее директора и учителей было «Сначала любить – потом учить». Юный Рерих, как и остальные ученики гимназии, с гордостью именовал себя «майским жуком».

Однако в 13 лет дали о себе знать проблемы с легкими, и «майский жук» стал больше времени проводить в родном гнезде – не только летом, но и зимой, и в начале осени.

«Все нас гонит в природу, к деревьям: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше», – писал Н.К. Рерих в статье «К природе» в 1901 году.

В Изваре молодой Рерих охотился, собирал гербарии, коллекции минералов. Путешествия по обширным лесным угодьям поместья закалили его здоровье – без чего, как он скажет позднее, невозможны были бы длительные экспедиции в Азию. Так лесной воздух, любимые им деревья, по сути, спасли жизнь будущему гению.

В Изваре были написаны первые картины Рериха: в частности, картина на древнерусский сюжет «Гонец» (1897), которая принесла ему известность как художнику и была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым.

В Извару, в гости к родителям Рериха, часто приезжает Иоанн Кронштадтский. Он дает талантливому молодому художнику духовное напутствие: «Не болей! Придется для родины много потрудиться!», которому Рерих будет неукоснительно следовать всю свою жизнь.

…Пролетели десятилетия. И что теперь в этих местах? «Вторым рождением» рериховской Извары можно считать 1984 год, когда в двух комнатах открылась скромная экспозиция «Н.К. Рерих в Изваре». Несколькими годами спустя, в начале 1990-х, Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре получил в свое распоряжение весь дом. Но спокойной музейной жизни, обращенной исключительно в прошлое, не получилось. В доме снова поселились дети, и возродился завет Рериха: «Любите Родину. Любите родимые березки. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество».

Школа науки, природы и искусства – именно так мыслят будущее Извары нынешние сотрудники музея-усадьбы, и то, что уже создано трудами этих энтузиастов, дает основание думать, что это не просто фантазии и мечты.

К слову, не так уж много картин Рериха украшает сейчас стены дома в Изваре, в основном они находятся в зарубежных музеях и частных коллекциях. Но некоторыми изображениями природы, леса, деревьев, в частности, знаменитым этюдом «Папоротники», все же можно полюбоваться.

Недалеко от входа в музей стоит широкий деревянный стол с карандашами и красками. Сюда приходят дети – рисовать свои «папоротники» и другие образцы богатого мира растений, деревьев и животных изварских окрестностей. Музей получил статус особо охраняемой природной территории, но это не значит, что юным исследователям нельзя будет, как когда-то Рериху, собирать гербарии, коллекции минералов, ухаживать за каждым зеленым побегом и даже участвовать в археологических исследованиях.

Любовь к Родине, как считают сотрудники музея, возможна только при реальном, а не виртуальном соприкосновении с родной природой, культурой, творчеством. Не без горечи говорят они о том, что многие ходят по земле, заткнув уши наушниками плееров, зажав в зубах сигарету, а в руках – банку с пивом. А хочется вырастить поколение, которое видело бы красоту и гармонию вокруг себя, слушало бы пение птиц, дышало чистым воздухом. И вдобавок знало бы, как называются каждое дерево в родных лесах, каждый зверь, каждая птица в ветвях и каждый камень под ногами.

Подготовил Олег БОРИСОВ