ОТ НАЛИЧНИКА ДО ГИТАРЫ – ОТ ЛИПЫ ДО ВИШНИ

Дерево, люди, ремесла

ОТ НАЛИЧНИКА ДО ГИТАРЫ – ОТ ЛИПЫ ДО ВИШНИ

Десять лет назад москвич Иван Хафизов обучал людей современным технологиям, а в свободное время занимался съемкой интерьеров. Пока однажды в объектив его фотокамеры не попало окно деревенской избы, украшенное наличником из дерева. Такой теплый и хорошо всем знакомый образ из детства: на подоконнике в горшочке растет герань, а иногда там, свернувшись клубком, лежит кот Васька. Бывает, кота сгоняли, чтобы поставить тарелку с целой горой свежеиспеченных пирогов…
О том, чем «зацепили» наличники и откуда они родом, Иван рассказывает так:
– Почти четыреста населенных пунктов. Самая западная точка съемки находится на границе с Белоруссией – город Злынка, самая восточная – Нерчинск в Забайкальском крае, на севере это были Кижи, а на юге побывал в городе Богучаре, что в Воронежской области.
…До 1880-х годов наличниками занимались только мастера и даже целые артели. Это была непропильная резьба. Их изготавливали с помощью стамески и молоточка. Такое производство было очень дорогим и недоступным для большинства крестьян.
Кто же мог позволить себе дорогую резьбу? Зажиточные крестьяне, купцы и бояре, знать. И чем богаче был человек, тем дороже была порода дерева, из которого делали наличники.
Резьба по дереву довольно старый промысел. Иконостасная резьба известна с XVI века. Сейчас ее образцы, резные иконостасы можно увидеть в Ярославле. Их вырезали из липы. Это мягкое дерево, мастера говорят, что режется практически как мыло. Но, во-первых, липа довольно дорогая, во-вторых, наличник не требовал такой детализации, как иконостас. И этому нюансу тоже есть объяснение. Иконостас мы, как правило, видим с расстояния вытянутой руки, а то и ближе, а наличник – всегда издалека. Поэтому при изготовлении наличника использовали сосну. Мелкие детали выполняли из яблонь.
Вообще-то наличники пришли к нам из Италии. В XIV веке на каменных зданиях уже были обрамления окон. Но и они уходят корнями в древнюю эллинистическую архитектуру, и там-то они были деревянными (колонны и перекладина над ними).
В России одно из первых зданий с наличниками, теми самыми плоскими колоннами и крышей над окном – это колокольня Ивана Великого, которая построена итальянскими зодчими. Первым дворцом с наличниками стал дворец Алексея Михайловича, который сейчас восстановили в «Коломенском». И дальше бояре начали повторять в своих постройках элементы архитектуры, которые выбрала царская семья. Постепенно это распространилось по всей стране, а крестьяне, которые не могли себе позволить хором каменных, стали все это делать в дереве. И вот тут, на стыке деревянной и каменной архитектуры и родились наличники.
Все зависело от губернии, от места. После большого пожара в Иркутске 1879 года, это достоверно известно, мастера брали 30 рублей – гигантская по тем временам сумма. И тогда же был продуман типовой наличник. Размер оконного проема регламентировали. То есть у всех были окна одного размера, соответственно, и наличники изготавливали стандартные.
Я пишу книгу о наличниках. Отснял и собрал материал. Там порядка 200 городов. И это не фотоальбом, там есть историческая часть. Второй том будет про Поволжье, потом Урал, Сибирь, Северо-Запад…
Планирую отправиться к соседям: в Белоруссию, на Украину, в Финляндию, Норвегию и Румынию, потому что все эти культуры взаимопроникали друг в друга.
А вот другой мастер. В доме резчика Анатолия Паншина – как в музее, с той лишь разницей, что все экспонаты сделаны руками хозяина. Он рассказывает:
– Раньше у меня была совсем другая профессия. Все началось с хобби, в 1980 году. Знакомые ребята были в Африке и привезли оттуда сувениры – большие резные ложку и вилку. А я возьми, да и поспорь на ящик пива, что сумею такие же вырезать. Хотя сам не знал даже, как подступиться к дереву. Но взял липу, потому что она мягкая, податливая, и вырезал шесть штук. То есть спор выиграл.
Но остановиться уже не смог, увлекся не на шутку. После липы были красное и черное дерево, бова, абаш, сандаловое и очень твердое аргентинское дерево бакаут. Что я только не вырезал! Вазы, подносы, оружие, украшения… Одних метровых ложек штук 80 раздарил друзьям и близким.
Спрашивают, где дерево брал? Ведь в Москве сандаловое дерево не растет. Отвечаю:
– Спасибо друзьям и знакомым: узнав о моем увлечении, они стали мне помогать. Однажды ребята из Краснодара привезли в «Экспоцентр» каштан, его ствол был огромным, диаметром в 3,5 метра. Всем стало интересно, сколько же ему лет. Насчитали 750 колец, а потом запутались – очень плотные кольца пошли, даже с лупой не рассмотришь.
И наконец, третий умелец.
С порога мастерской А. Гутникова чувствуется запах дерева. Гитары здесь делают из ясеня, клена, ольхи, ореха и даже африканского махагона. По словам Александра, от пород дерева и от их сочетания зависит, как будет звучать инструмент. У гитар из ясеня звук более плотный – на них хорошо играть хард-рок. У инструментов из ольхи тембр звонче – они подходят, скорее для блюза.
Умелец рассказывает:
– А еще мы первыми в России стали использовать для изготовления гитар вишню. Это был эксперимент, и он оказался удачным. Инструмент подходил как для любителей, так и для профессионалов.
На производство одной гитары уходит две-три недели, корпус и гриф выпиливаются на фрезерном станке и вешают их на стену, чтобы «подышали»: тогда проявятся скрытые дефекты древесины, которые потом можно устранить. Затем заготовки мастера скрупулезно ошкуривают и ставят на грифы лады. Обычно они располагаются перпендикулярно грифу.
В мастерской изготавливают более 20 разных моделей гитар. Тестовый экземпляр каждой серии дают опробовать профессиональным музыкантам.
– Один из наших инструментов, – продолжает мастер, – тестировал гитарист очень известной шведской группы, который потом сказал, что гриф не выдерживает натяжения струн. Мы увеличили толщину грифа на 1 миллиметр, добавили в него элементы из более жесткой древесины, и дело пошло.

Подготовил Олег БОРИСОВ