ОТ «СОЮЗА ДУБРАВЫ» – ДО НЫНЕШНЕЙ СЛАВЫ

Дерево в Германии: традиции и новации

ОТ «СОЮЗА ДУБРАВЫ» – ДО НЫНЕШНЕЙ СЛАВЫ

Книга «История леса. Взгляд из Германии» (тираж 1000 экз.), едва появившись, стала библиографической редкостью. Ее автор – специалист в области палеоботаники профессор Ганноверского университета Хайнсйорг Кюстер. Тексту автора предшествует содержательное вступительное слово Натальи Штильмарк. Издание книги было одобрено Ученым советом Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Но члену-корреспонденту РАСХИ, профессору Игорю Шутову самыми интересными показались страницы, где говорится об отношении немцев к своим лесам. Вот отрывки из его рецензии:

– В предыстории этих отношений была массовая вырубка лесов, чем занимались не только крестьяне (для удовлетворения своих насущных потребностей), но и дворяне, и представители третьего сословия, хорошо усвоившие «науку» превращения в деньги накопленных природой в лесах запасов ценной древесины.

Потребности в древесине быстро росли как внутри страны, так и за ее пределами. Это тогда, в годы средневековья, по Рейну, его притокам, а также по другим рекам к морю плыли малые и большие плоты, длина которых достигала подчас многих сотен метров.

Так происходило вплоть до 1700-х гг., когда массовая вырубка привела ко всем очевидному дефициту ценной и экономически доступной товарной древесины и к изменениям самих ландшафтов Германии. Именно тогда, в 1713 г., в Саксонии появилась книга Ганса Карла фон Карловица с таким многозначительным названием «Лесоводство и экономика…»

Уже в этой книге (первом учебнике по лесоводству!) была показана необходимость ограничения размеров заготовок древесины в каждой лесной даче величиной ее прироста за данный отрезок времени. А в более широком плане – необходимость ведения в лесах такой хозяйственной деятельности, при которой обеспечивалось бы постоянство пользования древесиной и другими лесными благами, и все это – при сохранении и улучшении характеристик лесов и при получении собственником неубывающего лесного дохода.

Все это, замечу, было воспринято не только в Германии, но и в Российской Империи, в других развитых странах как неподлежащее изменениям кредо лесохозяйственной науки и практики.

Названная книга (а точнее то, что предшествовало ее изданию и происходило потом) вызвали кардинальное изменение самого отношения немцев к своим лесам. О том, почему это произошло, четко и коротко сказал широко известный не только в Германии, но и в России лесовод Генрих Котта: «Лесоводство – дитя нужды в лесе».

Примечание. Моим коллегам будет интересно узнать, что Г. Котта приезжал в Россию. Одна из его книг – «Руководство к ведению правильного лесного хозяйства и таксации (т.е. оценки) лесов» переведена на русский язык и издана. В 1844 г. автор книги был награжден Николаем I государственным орденом за заслуги в лесоводстве.

Названная нужда в лесе, умноженная на деловитость немцев, дали мощный толчок развитию в Германии не только практического лесовода, но и лесохозяйственной науки и образования. Благодаря всему этому Германия уверенно заняла в данной сфере роль мирового лидера, чей опыт использовали не только в России, но и в других странах.

…Необходимость воссоздания лесов стала восприниматься народом Германии (несмотря на политическую раздробленность страны) как общенациональная задача. Создаваемые новые леса, конечно, не были такими, о каких когда-то писал путешествовавший по этой римской провинции писатель Тацит. Тем не менее, сохранившиеся в памяти народа представления о былых лесах и также их продолжение в виде новых рукотворных насаждений, все это привело к тому, как пишет Х. Кюстер, что лес стал «центральной темой (германской) культуры». И еще: в коллективной памяти немцев запечатлены картины, звуки и чувства, связанные с лесом. В этой ситуации, для тех, кто оказался отделенным от родительских корней, тоска по лесу воспринималась как тоска по родине, как стремление удержать в памяти свою историю.

По мнению Х. Кюстера, леса Германии – это не только ее природа, но и продукт культуры, политики и самого общественного сознания. Начало его формирования Х. Кюстер относит к 1767 г., когда Фридрих Готлиб Клопшток опубликовал оду «Холм и роща». В ней поэт беседует с молодым дубом, а струны его лиры начинают петь Отечество.

Та ода Клопштока потрясла умы и души его современников и, особенно, молодых людей из Геттингенского университета, организовавших в 1772 г. «Союз дубравы». Идеалами членов Союза стали свобода и отечество, ассоциированные с немецким лесом. За всем этим последовали многие события, в числе которых были широко поддерживаемые правительствами немецких княжеств массовые посадки леса. Одна из таких акций была, например, посвящена победе под Лейпцигом союзных войск (в числе которых были армии России и Германии) над войсками Наполеона.

Чтобы вести в лесах рачительную хозяйственную деятельность, были нужны умные и ответственные люди. Таких людей надо было готовить. Немцы это поняли раньше других. В далеком 1763 г. в Гарце была открыта первая школа мастеров лесного дела, в 1770 г. – Лесная академия в Берлине, в 1772 г. – Лесная школа под Штутгартом, а в 1785 г. Генрих Котта открыл лесное училище в Цилльбахе, из которого впоследствии выросла знаменитая Лесная академия в Терандте.

Все это сказалось на общественном сознании граждан Германии. Об этом Х. Кюстер говорит в своей книге (с. 17) в следующих словах: «…сообщения о кислотных дождях, причиняющих вред лесам, вызывают (у немцев) более громкие протесты, чем загрязнение воздуха, наносящее вред здоровью самих людей». И далее: «множество людей … готовы выйти на баррикады, стоит только лесам проявить какие-то признаки изменений или нарушений».

Ниже приведены несколько заимствованных из книги примеров, по которым можно судить об отношении немцев к деревьям и лесам.

Цитата из речи вождя протестантской реформации Мартина Лютера: «… Дерево – одна из величайших и необходимейших в мире вещей, … без которых человек не может обойтись».

«…крестьянская оседлая жизнь в Европе без лесов была бы невозможна. Ранний земледельческий период в Европе можно … даже назвать «деревянным веком…»

«Железный» канцлер Германии Отто Бисмарк: «…моему доверию к характеру моего преемника был нанесен удар, когда я узнал, что он велел срубить вековые деревья в саду … Я бы скорее простил (ему) иные политические разногласия, чем это гнусное уничтожение вековых деревьев, в отношении которых он злоупотребил … правом хозяина».

Одним из самых престижных военных орденов Германии является учрежденный в 1813 г. королем Фридрихом Вильгельмом Прусский Железный крест с дубовыми листьями.

Как заметила Н.Ф. Шитльмарк, изображение листа дуба можно увидеть и на оборотных сторонах имевших хождение в Германии монет – пфеннигов и марок.

Еще, как о важном, в книге (на с. 198) сказано, что в Германии занимающие высокие посты служащие лесного ведомства несли и несут персональную ответственность за состояние доверенных им лесов и за совокупные результаты организуемой там хозяйственной деятельности. Такого у нас давно нет.

…В той же главе книги Х. Кюстер рассказывает об истоках развития в Германии особого вида политической деятельности людей в сфере противостояния разрушению не только лесов, но и других объектов природы.

За прошедшие годы количество людей с такой идеологией и кругом интересов умножилось, и они образовали партии «зеленых», занявшие в Германии (и не только в Германии) неслабые политические позиции.

В обойме официально признанных политических партий России партии «зеленых» нет, что с моей точки зрения достойно сожаления.

Подготовил Олег БОРИСОВ