«СОСНОВАЯ ШИШКА» И ДРУГАЯ КРАСОТА

Дерево и вода

«СОСНОВАЯ ШИШКА» И ДРУГАЯ КРАСОТА

Человек с начала времен стремился укротить водную стихию, подчинить ее, поставить себе на службу. А когда это удавалось, на первый план выходила уже эстетическая составляющая, и к делу приступали художники. Неудивительно, что бьющие ввысь струи воды украшали как самые ранние города людей, так и современные мегаполисы.
Известно, что электрические насосы появились только в XIX веке. Однако комплексны фонтанов в Версале, Петергофе и Риме были построены гораздо раньше. Как люди смогли заставить воду подчиниться, не обладая современными возможностями? Притом что старинные фонтаны и поныне заставляют восхищаться их красотой.
То, что первые поселения людей возникали вблизи источников воды, – логично и понятно. Родники с водой мастера украшали деревом. Причем выбирали самые любимые и полезные породы. Позднее люди научились перенаправлять водяной поток туда, где это было более полезно, – на поля или в сады. Естественно, вода текла самотеком, но для этого ей нужно было создать условия.
Еще в древности подметили свойство сосудов, сообщающихся между собой с помощью трубки. У них уровни жидкости в наиболее близкой к земле точке равны. Если один сосуд находится выше другого и имеет большой диаметр – скажем, огромный пруд или озеро на возвышенности, – то в соединяемом с ним сосуде внизу вода тоже стремится к такому же уровню. При этом сосуд внизу мог быть небольшой чашей, соединяемой с озером трубами, опять-таки из деревьев. Из-за разности давлений вода в нижней чаше не просто стремилась выровняться с верхней, а буквально выпрыгивала на поверхность. В этом и состоял принцип работы древнего фонтана.
Именно благодаря знанию закона сообщающихся сосудов древние египтяне и шумеры устраивали в своих фруктовых садах незатейливые фонтаны. Помимо источника эстетического наслаждения такие сооружения служили для питья и полива тех же садовых растений. Во дворцах фараона и важных чиновников такие фонтаны были уже настоящими произведениями искусства и размещались внутри помещений.
Другим центром развития фонтанного зодчества была Древняя Персия. Здесь садовые фонтаны появились в IV тысячелетии до нашей эры. Их изображения стали одним из излюбленных мотивов в ковровых орнаментах. Персидские правители считали, что их сады – воплощение рая на земле.
Они были созданы по принципу четырех сущностей: воды, растений, цветов и музыки. Потому классический персидский сад был разделен на четыре части. В одной росли красивые фруктовые деревья, в тени которых можно было отдохнуть от солнца. В другой – радовали глаз прекрасные цветы. В третьей, ублажая слух шаха, музыканты играли прекрасную музыку. А вот в четвертой части располагалась серия фонтанов. В основном их использовали как резервуары с водой. Но персидские строители не забывали и об эстетической составляющей. Фонтаны создавались таким образом, что их струи сверкали на солнце не только днем, но и в час восхода и заката, создавая непередаваемые ощущения от игры света и тени.
Когда войска Александра Македонского вторглись в империю персидского царя Дария III, они были поражены видом здешних фонтанов. Такой же восторг испытывали и римские военачальники, воевавшие с персами. Неудивительно, что римляне начали строить подобные фонтаны и у себя
Строго говоря, еще до того, как римляне вторглись в пределы Персии, они уже знали, что такое фонтан и как он устроен. Древний Рим был наследником греческой культуры, где фонтаны были в большом почете. Фонтан имелся в каждом греческом полисе – большая чаша с источником посредине, затейливо выложенная мрамором. Греческие мастера уже в VI веке до нашей эры научились прятать водные потоки в деревянные трубы. А сама вода поступала с гор по акведукам.
Хронисты оставили свидетельства существования фонтанов в Афинах, Коринфе и других полисах. Древние документы повествуют о правителе Афин Писистрате, который в VI веке до нашей эры построил главный фонтан города – Эннекронос. Фонтан не только давал горожанам воду, но и наделял прохладой и умиротворял своим видом.
Переняв лучшее, что было у греков, римляне усовершенствовали их технологии. В частности, древнеримские акведуки доставляли воду за несколько десятков километров, а по самому городу она распределялась системой деревянных труб.
Древнеримские фонтаны постепенно превращались в произведения искусства. В больших чашах, выложенных мрамором и мозаикой, водяные струи били из пасти хищной рыбы или льва, вызывая восхищение горожан. Да и само слово «фонтан» имеет латинское происхождение и переводится как «источник», «родник», «ключ».
Одним из «доживших» до нас древнеримских фонтанов считается Fontana della Pigna, созданный в I веке. Иначе его называют «Сосновая шишка». Изначально он располагался у храма Изиды на Римском форуме, но потом его переместили в старую базилику Святого Петра, где его увидел великий Данте. А в XV веке фонтан убрали в нишу во дворе между новым дворцом Ватикана и Бельведерским дворцом в Cortile della Pigna.
…Прорубая «окно в Европу», Петр I считал, что фонтанный комплекс, аналогичный дворцу в Версале, должен появиться и вблизи его новой столицы в окружении великолепных деревьев. Так появился ансамбль фонтанных каскадов в Петергофе. Главным из них считается фонтан «Самсон», олицетворяющий самого Петра. Он был создан в 1735 году в честь 25-летия победы над шведами при Полтаве.
«Самсон» бьет на 21 метр, возвышаясь над струями всех остальных фонтанов Петергофа. Удивительно, что весь каскад был спроектирован и построен при отсутствии электрических насосов, базируясь исключительно на естественных принципах классической физики.
Сегодня в мире существуют тысячи фонтанов. Самые удивительные из них являют собой венец инженерной и творческой мысли человечества. И почти повсюду их сопровождают деревья. Ибо вода и лес – родные сестра и брат.

Подготовил Олег БОРИСОВ